КОМИССИЯ США: ВЛАСТИ ТАДЖИКИСТАНА В 2022 ГОДУ ПРОДОЛЖАЛИ ЖЕСТОКО ПОДАВЛЯТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ СВОБОДЫ
Международная комиссия США по религиозной свободе (USCIRF) в своем ежегодном отчете, опубликованном 1 мая 2023 года, вновь включил Таджикистан в черный список “стран, вызывающую особую озабоченность” и вновь порекомендовал Государственному департаменту США “ввести целевые санкции в отношении государственных учреждений и должностных лиц Таджикистана, ответственных за серьезные нарушения свободы вероисповедания”.
Таджикистан с 2016 года, уже 7-й год подряд попадает в этот черный список. Попадание в этот список предполагает введение определенных санкций в отношении Душанбе. USCIRF, на основании отчетов которой и составлеется итоговый отчет и черные списки Госдепартамента, уже несколько лет рекомендует Госдепу применить санкции в отношении Таджикистана. Но каждый раз Госдепартамент откладывает введение санкций к таджикским чиновникам и госучреждениям, ссылаясь на «стратегические интересы США». По мнению экспертов, воздержание США от введения санкций по отношению к таджикским чиновникам связан, скорее всего, с ролью Таджикистана в борьбе с исходящей из соседнего Афганистана угрозой международного терроризма.
В черный список список “стран, вызывающую особую озабоченность” в этом году попали 17 стран: уже находившиеся там 12 стран – Бирма, Китай, Куба, Эритрея, Иран, Никарагуа, Северная Корея, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Таджикистан и Туркменистан,а также в этом году попавшиеся в этот «черный список» Афганистан, Индия, Нигерия, Сирия и Вьетнам.
Ниже предлагаем полный текст доклада USCIRF о состоянии свободы вероисповедания в Таджикистане:
ТАДЖИКИСТАН
Основные выводы
В 2022 году условия свободы вероисповедания в Таджикистане оставались тяжелыми. Таджикское правительство продолжало жестоко подавлять мусульманское большинство страны. Детям в возрасте до 18 лет запрещено посещать мечети и все другие общественные религиозные мероприятия, за исключением похорон. Частное религиозное образование запрещено, и детям разрешается получать религиозные наставления только у своих родителей дома. С 2014 года правительство назначило всех имамов, обязало их носить выданную государством религиозную одежду и строго диктовало их проповеди. Лицам младше 35 лет не разрешается совершать хадж.
Правительство ввело ограничения на то, как мусульмане оплакивают погибших, включая запрет на ношение черной одежды. В июне 2022 годк полиция остановила женщину, одетую в черное платье, чтобы оплакать смерть своего сына, и задержала ее на семь часов в милицейском участке, где она была избита до потери сознания. После того, как ее семья увидела ее травмы и пожаловалась в милицию, им пригрозили 15 днями тюремного заключения. Кроме того, милиция иногда преследовала лиц, носящих хиджабы или бороды как символ исламского благочестия, и не пускала их в правительственные здания.
В 2022 году правительство Таджикистана применило новые методы преследования, специально направленные против меньшинства мусульман-шиитов-исмаилитов в стране, включая тюремное заключение видного религиозного лидера, закрытие религиозной школы и других общественных мероприятий, а также закрытие религиозных книжных магазинов, в которых продавалась исмаилитская литература и другие материалы.
В Таджикистане правительство наказывало предполагаемый экстремизм и терроризм, не требуя совершения действий, связанных с насилием или подстрекательством к неминуемому насилию. Обвинения против религиозных деятелей часто выдвигаются произвольно, и в ходе судебных разбирательств по их делам отсутствовали надлежащие процессуальные гарантии.
Правительство Таджикистана продолжало приговаривать к длительным срокам тюремного заключения многих лиц за мирное выражение своей веры, включая тех, кто отклонялся от предписанных государством проповедей, проповедовал без официального назначения правительства, предоставлял религиозное образование или пытался публично делиться своей верой. В августе мусульманский священнослужитель-исмаилит Музаффар Давлатмиров был приговорен к пяти годам тюремного заключения по обвинению в “экстремизме” после того, как провел панихиду по демонстрантам, убитым правительством.
Правительство Таджикистана продолжало преследовать всех, кто связан с Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), умеренной исламской политической партией, запрещенной в Таджикистане с 2015 года, в том числе путем использования транснациональных репрессий и запросов об экстрадиции из других стран. Один из основателей ПИВТ, 80-летний Зубайдулло Розик, за последний год дважды помещался в специальные карцеры за преподавание религии другим заключенным, что является незаконным в таджикских тюрьмах.
Правительство продолжало требовать регистрации всех религиозных общин. Незарегистрированные религиозные общины не могут на законных основаниях созывать религиозные собрания, владеть имуществом или использовать его в религиозных целях, производить или импортировать религиозную литературу, получать пожертвования, заниматься благотворительностью или приглашать иностранных лиц для участия в религиозной деятельности.
В мае правительственные чиновники заявили лидерам протестантских христиан, что правительство не будет регистрировать никаких новых церквей. Подобно ограничениям, налагаемым на мусульман, дети из христианских семей не могут посещать церковь или другие связанные с ней мероприятия, такие как религиозные лагеря. В августе правительство потребовало, чтобы все немусульманские общины заполнили анкеты с подробной информацией о сотрудниках общины и их семьях, а также о любых финансовых взносах, которые получает община.
В сентябре Комитет ООН по правам человека (КПЧ ООН) постановил, что отказ Таджикистана зарегистрировать Свидетелей Иеговы нарушает статьи 18(1) и 18(3) Международного пакта о гражданских и политических правах, которые гарантируют защиту права на свободу религии или убеждений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ США
■Вновь обозначить Таджикистан как “страну, вызывающую особую озабоченность” за участие в систематических, продолжающихся и вопиющих нарушениях свободы вероисповедания, как определено в Международном законе о свободе вероисповедания (IRFA), и отменить отказ, освобождающий администрацию от принятия иных предусмотренных законом действий, поскольку результат назначения;
■Обусловить помощь США правительству Таджикистана в области безопасности с:
1) пересмотром закона о религии 2009 года и улучшении условий для свободы религии или убеждений, и
2) обязательное обучение таджикских должностных лиц по вопросам свободы вероисповедания, включая просвещение о преимуществах свободы вероисповедания для противодействия и предотвращения насильственного экстремизма;
■ Ввести целевые санкции в отношении государственных учреждений и должностных лиц Таджикистана, ответственных за серьезные нарушения свободы вероисповедания, путем замораживания активов этих лиц и/или запрета им въезда в Соединенные Штаты в соответствии с финансовыми и визовыми органами, связанными с правами человека, ссылаясь на конкретные нарушения свободы вероисповедания; и
■ Оказать давление на правительство Таджикистана на самом высоком уровне с целью:
– выявить и немедленно освободить лиц, находящихся в заключении в Таджикистане за их мирную религиозную деятельность или религиозную принадлежность;
– сообщить о местонахождении всех узников совести, включая тех, кто заключен в тюрьму по религиозным мотивам; и
– позволить международным наблюдателям следить за условиями в таджикских тюрьмах.
Общая информация
Президент Эмомали Рахмон правит Таджикистаном с 1992 года, сосредоточив власть в руках своей семьи. Таджикистан столкнулся с многочисленными кризисами в 2022 году, включая усиление экономических трудностей из-за вторжения России в Украину, продолжающиеся вызовы безопасности со стороны «ИГИЛ-Хорасан» в соседнем Афганистане, рост наркотрафика вдоль таджикско-афганской границы и продолжение таджикско-кыргызского пограничного конфликта в течение года.
Население страны преимущественно мусульманское, около 86 процентов придерживаются ханафитской школы суннитского ислама и примерно четыре процента идентифицируют себя как шииты-исмаилиты, религиозная группа, которая в основном проживает в горной восточной части страны, известной как Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО). Крупнейшей христианской группой являются русские православные, другие христианские общины включают протестантов, римско-католиков и свидетелей Иеговы. Евреи, бахаи и зороастрийцы также составляют небольшие общины.
Специальный докладчик ООН по положению правозащитников Мэри Лоулор совершила двухнедельный официальный визит в Таджикистан в ноябре и декабре, но ей было отказано в доступе в ГБАО. Лоулор пришла к выводу, что положение правозащитников, в том числе тех, кто работает во имя свободы вероисповедания, ухудшается, поскольку они сталкиваются с “преследованиями, угрозами, криминализацией, закрытыми несправедливыми судебными процессами и тюремным заключением”.
Правовая база для контроля за религией
Правовая среда для свободы религии или убеждений в Таджикистане резко ухудшилась после принятия нескольких крайне ограничительных законов, начиная с 2009 года. Закон о свободе совести и религиозных союзах требует, чтобы религиозные организации заполняли обременительные заявления о регистрации для легальной деятельности. Заявители должны получить свидетельство от должностных лиц местных органов власти, подтверждающее, что по крайней мере 10 человек старше 18 лет в их населенном пункте являются членами организации. Затем заявители должны представить подробную информацию в правительственный комитет по религии, регулированию традиций, праздников и церемоний, включая планируемую деятельность организации, учредителей и структуру, а также основные принципы и отношение к образованию, семье, браку и здоровью. Правительство обладает широкими полномочиями по отклонению заявлений и лишению регистрации религиозных организаций. Административный и уголовный кодексы предусматривают крупные штрафы и тюремные сроки за обвинения, связанные с религией, такие как организация или участие в “несанкционированных” религиозных собраниях.
В Таджикистане сохраняются дополнительные правовые барьеры, серьезно ограничивающие право на свободу религии или убеждений. Закон о родительской ответственности запрещает несовершеннолетним участвовать в любых организованных религиозных мероприятиях, за исключением похорон. Закон о воинской обязанности и службе предусматривает обязательную военную службу без каких-либо исключений для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Призывники должны либо отслужить два года в вооруженных силах, либо заплатить значительный штраф и пройти месячный курс военной подготовки.
ГБАО и репрессии в отношении шиитов-исмаилитов
В 2022 году правительство Таджикистана усилило репрессии в отношении шиитского населения страны-исмаилитов, которые в основном являются этническими памирцами, проживающими в ГБАО. Власти расправились с гражданским обществом в ГБАО после протестов в середине мая в связи с решением правительства не расследовать смерть активиста, находящегося под стражей в полиции. Правительство арестовало более 200 человек, заключило в тюрьму памирских журналистов и репатриировало их из России, а также начало репрессии против памирцев по всей стране, которые включали подавление их свободы религии или убеждений.
В мае в столице Душанбе власти начали оказывать давление на персонал исмаилитского тариката (школы), официально зарегистрированной правительством с 2012 года, с целью прекращения всей религиозной и светской образовательной деятельности. В сентябре правительство принудительно закрыло школу вместе со всеми книжными магазинами в Душанбе, торгующими религиозной литературой. Исламское религиоведение в настоящее время преподается только в одной школе, которая остается открытой в столице. Кроме того, власти закрыли проекты развития, финансируемые и созданные религиозным лидером исмаилитов Ага Ханом, базирующимся в Европе, включая школы, летние лагеря для детей, банки и телекоммуникации.
Религиозные узники совести
В августе мусульманский священнослужитель-исмаилит Музаффар Давлатмиров был приговорен к пяти годам тюремного заключения по обвинению в “экстремизме”. После жестоких репрессий правительства в ГБАО Давлатмиров выступал с проповедями, призывая людей сохранять спокойствие, но также критиковал применение властями силы. После того, как власти убили трех местных неформальных лидеров во время майских протестов, Давлатмиров руководил их религиозными службами и читал джаназа (заупокойные молитвы). Тайная полиция арестовала его 26 июля и вынесла приговор в ходе закрытого судебного разбирательства всего восемь дней спустя.
С февраля 2019 года свидетель Иеговы Шамиль Хакимов находится в тюрьме за “разжигание религиозной ненависти”. Таджикские власти преследовали 71-летнего ненасильственного мужчину за то, что он публично делился своей верой, и отказали ему в доступе к надлежащей медицинской помощи. В ноябре 2022 года Худжандский городской суд отклонил ходатайство Хакимова о переводе в специализированную больницу для лечения признаков гангрены на ногах и плохого зрения, вновь проигнорировав просьбы УВКБ ООН о надлежащем медицинском лечении Хакимова.
Ключевые пункты политики США
В феврале Соединенные Штаты и Таджикистан отметили 30-летие установления дипломатических отношений. С момента признания независимости Таджикистана в 1991 году правительство США предоставило более 1,8 миллиарда долларов помощи для содействия экономическому развитию, образованию и здравоохранению, а также региональной безопасности, включая совместные военные учения и 330 миллионов долларов помощи в области безопасности для борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Правительство США пообещало выделить дополнительные 60 миллионов долларов на обеспечение безопасности в течение следующих двух лет. В мае помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу посетил Таджикистан для обсуждения двустороннего сотрудничества по вопросам экономики и безопасности.
30 ноября Госдепартамент США вновь назвал Таджикистан в числе “стран, вызывающую особую озабоченность” в рамках IRFA, хотя в то же время сохранил отказ от введения любых связанных с этим санкций в отношении страны, “как того требуют важные национальные интересы США”. Начиная с 2016 года, Таджикистан ежегодно включается в список “стран, вызывающую особую озабоченность”.