ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ ВСЕ ЕЩЕ НЕ ЗАНЯЛИ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ МЕСТА… ЗАЙД САИДОВ ОТМЕТИЛ ЕЩЕ ОДИН ДЕНЬ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ ЗА РЕШЕТКОЙ
“Любимый отец, я так хотел, чтобы этой весной, в этом Наврузе на твоем дне рождения мы все собрались вместе за одним столом на свободе. Но что делать, когда черное и белое все еще не заняли свои собственные места и мы тратим нашу ценную, но безвозратную жизнь на пути бесконечных ожиданий. С днем рождения, Отец! Прошу Бога наконец внять нашим молитвам и подарить моему доброму отцу свободу…”
Эта цитата из поздравлений Хайрулло Саидова, сына Зайда Саидова, бывшегоминистра промышленности Таджикистана и известного бизнесмена, который 20 марта встретил свой 64-й день рождения в колонии. Зайд Саидов уже 8-й раз отмечает свой день рождения за решеткой.
Зайд Саидов был арестован 19 мая 2013 года, всего месяц спустя после того, как он объявил о своем решении создать политическую партию Новый Таджикистан и приговорен в общей сумме на 29 лет лишения свободы. Его приговор многие считают одним из самых несправедливых в судебной практике независимого Таджикистана. Даже судья, вынесший ему приговор, виновато признавался после того, как зачитал свой вердикт: “Зайд Шерович, что нам делать, если таково требование нынешнего времени …”
В 2018 году даже Рабочая группа ООН по произвольным арестам и Комитет по правам человека ООН признали арест и приговор Зайда Саидова необоснованным и потребовали у правительства Таджикистана освободить его и выплатить компенсацию за годы, проведенные за решеткой.
В Душанбе это решение ООН проигнорировали.
Не оправдались надежды и на его освобождение по закону об амнистии, принятом в 2021 году в честь 30-летия независимости Таджикистана. По этой амнистии на свободу вышли несколько тысяч заключенных, в том числе сотни воров и чиновников-коррупционеров, но не Зайд Саидов. Как пишет его сын, “черное и белое все еще не заняли свои собственные места…”
Хайрулло Саидов в своих поздравлениях в Фейсбуке пишет, что “20 марта это день, когда наши сердца начинают говорить и мы хотим найти самые лучшие и неповторимые слова, чтобы воспеть величие нашего отца… Но 9 лет разлуки и бесконечных мучений нашего отца в заключении переворачивают все наших сердцах и мы видим в своих поздравительных букетах очень много ростков мучений и боли…”
Зайд Саидов родился 20 марта 1958 года в поселке Шодмони района Нуробод. В 1983 году окончил экономический факультет Таджикского государственного университета им. Ленина. Трудовую деятельность начал в качестве экономиста производственного объединения «Ритуал» Министерства бытового обслуживания.
В 1987 – 1988 гг. – руководитель хлебопекарной и кондитерской фабрики. В 1988–1991 гг. руководил предприятием по переработке драгоценных камней Ассоциации «Промстройматериал», затем до 1993 года являлся директором производственного предприятия «Лаъл» Ассоциации «Промстройматериалы».
Когда отряды Народного фронта в конце 1992 года взяли Душанбе под свой контроль, дом Саидова на улице Каратегинской сожгли, сам он уехал в Москву. В эмиграции он занялся бизнесом, стал преуспевающим предпринимателем, был активным участником межтаджикских переговоров между правительством и оппозицией.
Вернувшись на родину в 1998 году, по 30%-й квоте, выделенной представителям оппозиции, был назначен председателем Государственного комитета РТ по делам промышленности. С января 2002 по ноябрь 2006 года являлся министром промышленности РТ, покинув этот пост основал компанию «Тоджсохтмон».
Он построил много красивых зданий, например, 22-этажный центр «Душанбе-Плаза» – самое высотное в столице, школу №8, гостиницу «Гулистон-Тур» и головной офис компании TCell.
Зайд Саидов был арестован 19 января 2013 года, месяц спустя после объявления своего намерения создать политическую партию Новый Таджикистан. Он был приговорен к 29 годам лишения свободы и отбывает свой срок в колонии “Кирпичная” под г. Вахдат. Сам он считает, что его лишили свободы по политическим причинам. Правозащитные организации также считают приговор Саидову политически мотивированным. Но власти Таджикистана отрицают политическую подоплеку в деле Зайда Саидова и утверждают, что его вина была доказана в суде.