АКТИВИСТАМ УДАЛОСЬ ПРЕДОТВРАТИТЬ ЭКСТРАДИЦИЮ МОЛОДОГО ТАДЖИКА ИЗ ПОЛЬШИ В ТАДЖИКИСТАН
28 мая 2023 года в аэропорту Варшавы, столицы Польши группе активистов, в том числе адвокатам удалось предотвратить экстрадицию 27-летнего Сорбона Абдурахимзода, которого уже привезли в аэропорт, чтобы экстридировать в Таджикистан рейсом Варшава – Истамбул – Душанбе авиакомпании “Турецкие авиалинии”.
Абдусаттор Бобоев, председатель Комитета по спасению таджикских политических заключенных и заложников, в интервью новостному порталу “Бомдод” рассказал, что им буквально в последний момент перед вылетом самолета удалось добиться, чтобы польские власти отложили исполнении своего решения об экстрадиции Сорбона Абдурахимзода шаванд.
“В аэропорту собрались много активистов, в том числе приехал его украинский адвокат. Он и польский адвокат Сорбона потратили немало усилий. Свою роль сыграло и то, что Европейский суд по правам человека запретил Польше экстрадировать или депортировать Сорбона до рассмотрения его жалобы в Страссбурге. В результате всего этого, нам удалось добиться, чтобы Сорбона вывели из салона самолета и отвезли обратнов приемник для мигрантов. Уже завтра (29.05.2023), польский суд будет заново рассмотреть это дело и мы уверены, что Сорбон будет освобожден прямо из зала суда”, – рассказал Абдусаттор Бобоев.
Сорбон Абдурахимзода, сын Пулодджона Абдурахимзода, бизнесмена из Кубодиёнского района на юге Таджикистана. У их семьи был свой бизнес в Душанбе, который они потеряли и после этого были вынуждены покинуть Таджикистан и перебраться в Украину, а после начала войны, оттуда в Европу. Сорбона Абдурахимзода уже арестовывали в Украине по причине того, что правоохранительные органы Таджикистана объявили его в международный розыск по линии Интерпола. Украинские власти тогда воздержались от его экстрадиции.
Когда Россия напала на Украину, Сорбон Абдурахимзода приехал в Польшу, но здесь выяснилось, что его имя все еще находится в списке Интерпола. Его задержали и поместили в приемник для депортируемых мигрантов, где он находится уже более одного года.
Правоохранительные органы Таджикистана еще ни разу не комментировали причину объявления Сорбона Абдурахимзода в международный розыск. Его отец утверждает, что якобы его преследуют за то, что лайкнул несколько оппозиционных видео. Старший Абдурахимзода считает это обвинение “безосновательной”.
Подтвердить эту информацию через другие источники пока не удалось. Но Сорбон Абдурахимзода не выглядит активным в соцсетях. На его странице в Фейсбуке нет никаких постов или фотографий и других материалов, кроме информации о том, что в 2010 году он поступил в Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет (СПХФУ), а в 2016 г. – ушел оттуда.
В последние годы, после того как в странах СНГ, особенно в России, участились случаи “охоты” на таджикских оппозиционеров, около десяти тысяч уроженцев Таджикистана в поисках боле безопасного убежища перебрались в Европу.
Но в последнее время властями Таджикистана удалось добиться депортации или экстрадиции примерно 10 таджикистанцев даже из европейских стран.
Среди самых известных случаев – экстрадици Хизбулло Шовалиаева в 2020 году из Австрии. В Таджикистане Шовализода осудили на 20 лет по таким тяжким обвинениям, как предательство.
Власти Польши в 2019 году депортировали в Таджикистан одного из активистов запрещенного в Таджикистане оппозиционного движения “Группа 24” Мустафо Хаётова, которого не посадили, а недавно, согласно полученной редакцией “Бомдод” информации, даже разрешили ему уехать на заработки в Турцию. Правда, после депортации из Польши и даже после того, как он уехал из Таджикистана в Турцию, Хаётов полностью перестал заниматься политикой и поддерживать связь с бывшими соратниками.
Самым свежим примером является депортация в январе 2023 года из Германии в Таджикистан Абдулло Шамсиддина, сына одного из ветеранов запрещенной ныне в Таджикистане оппозиционной партии исламского возрождения (ПИВТ) и зятя лидера этой партии. Уже в конце марте 2023 года А.Шамсиддина осудили в Таджикистане на 7 лет колонии. Сторонники оппозиции организовали серию митингов протеста в германских городах с требованием освобождения Абдулло Шамсиддина, но их усилия не принесли результатов.