ГЛАВА МИД РФ ЗАВЕРИЛ, ЧТО ПРОВЕРКИ ГРАЖДАН ТАДЖИКИСТАНА НОСЯТ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР
МИД РФ сообщило, что 30 апреля 2024 года состоялся телефонный разговор министра иностранных дел России Сергея Лаврова с министром иностранных дел Таджикистана Сироджиддином Мухриддином. Разговор состоялся «по инициативе российской стороны» и всего через день после вручения российскому послу в Душанбе ноты протеста в связи с массовыми притеснениями таджикских мигрантов в России, а также при въезде в эту страну.
Согласно сообщению пресс-службы МИД РФ, главы внешнеполитических ведомств двух стран обменялись мнениями по актуальным вопросам двустороннего взаимодействия. Но как явствует сообщении, основной причиной и темой телефонного разговора стала именно ситуацию, с которой таджикские мигранты в эти дни сталкиваются в России.
«Таджикистанской стороне даны дополнительные подробные разъяснения о проводимых российскими службами мерах по профилактике терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации. Трагические события в «Крокус Сити Холл» стали главной причиной более тщательных проверок прибывающих к нам иностранных граждан. Особо подчёркнуты временный характер принятых мер, их ненаправленность против конкретной нации или религии, постепенная нормализация обстановки на пунктах пропуска», – говорится в сообщении российского МИД.
«Стороны были едины во мнении о необходимости бережного отношения к проверенным временем российско-таджикистанским отношениям стратегического партнёрства и союзничества, сохранению и укреплению их позитивной динамики», – добавили в МИД РФ.
Но в то время, как Лавров утверждает, что “меры по профилактике терроризма» не направлены против «конкретной нации или религии», в официальном сообщении МИД РТ говорится, что во время разговора, состоявшегося по просьбе российской стороны, Лавров и Мухриддин обсудили тяжёлую ситуацию, в которой оказались находящиеся на территории России граждане Таджикистана в результате предпринимаемых российскими властями жестких мер.
Согласно сообщению МИД РТ, С.Лавров выразил понимание реакции таджикской стороны на этот счет, а С.Мухриддин подчеркнул, что «подобное негативное отношение к гражданам Таджикистана и повсеместное нарушение их прав и свобод не соответствуют принципам двусторонних отношений». В этом контексте таджикский министр обратил внимание собеседника на необходимость соблюдения российской стороной положений базовых двусторонних и многосторонних нормативно-правовых актов, в частности Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 года и Договора о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном в XXI век от 16 апреля 1999 года.
В контексте заявления С.Лаврова «о не направленности принимаемых мер против конкретной нации или религии», С.Мухриддином было подчёркнуто, что «данный тезис несовместим с реальной обстановкой и негативные действия применяются исключительно в отношении граждан Таджикистана».
По информации МИД РТ, собеседники были едины во мнении о необходимости сохранения приверженности сторон принципам стратегического партнёрства и союзничества.
Ранее попавшие под якобы «профилактические меры» при въезде в Россию таджикистанцы также утверждали, что российская сторона с особой тщательностью проверяет исключительно граждан Таджикистана.
В ноте протеста таджикской стороны, врученной 29 апреля вызванному в МИД РТ российскому послу в Душанбе Семену Григорьеву, также выражалась серьезная озабоченность «массовыми случаями проявления подчёркнуто негативного отношения к гражданам Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, а также повсеместного нарушения их прав и свобод». В ноте также отмечается, что «такого рода действия применяются исключительно в отношении граждан Таджикистана, что в корне несовместимо с духом и традициями таджикско-российских отношений».
Напряженность в отношениях Таджикистана и России наблюдается уже несколько дней после того, как начиная с 22 апреля, при въезде в Россию граждан Таджикистана стали тщательно проверять, в том числе и их мобильные телефоны. Это привело к тому, что на пунктах пропуска на российско-казахской границе, а также в российских аэропортах не несколько суток начали застрять граждане Таджикистана.
По состоянию на конец 27 апреля, по подсчетам таджикских дипломатов, только в зоне временного содержания граждан международного аэропорта Внуково российской столицы без обеспечения надлежащих санитарных условий находились 954 граждан Таджикистана. Еще десятки таджикских граждан застряли также в аэропортах Жуковский, Домодедово и Шереметьево российской столицы, десятки таджикистанцев уже депортированы и только из Внуково, по информации МИД РТ, собирались выдворить еще более 300 граждан РТ.
МИД России ранее связало задержки в прохождении иностранными гражданами паспортного контроля в пунктах пересечения государственной границы РФ связаны с «мерами по профилактике терроризма».
Давление на таджикских мигрантов в России усилились после теракта 22 марта 2024 года в концертном комплексе «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске, где погибли 145 человек. Ответственность за атаку на себя взяла террористическая группировка ИГИЛ. По обвинению в причастности к теракту арестованы 19 человек, 17 из которых – уроженцы Таджикистана. Следствие считает, что непосредственными исполнителями теракта также были четверо уроженцев Таджикистана.