ЛИДЕР ТАДЖИКСКОЙ ОППОЗИЦИИ КАБИРИ ОТВЕТИЛ ПРЕЗИДЕНТУ РАХМОНУ: ЕСЛИ У НАС БЫЛИ 26 МИЛЛИОНОВ… (ВИДЕО)
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, который 18 июня 2022 года впервые высказался по поводу последних кровавых событий в Горно-Бадахшанской Автонономной Области (ГБАО), вновь обвинил в этих событиях запрещенную ныне в Таджикистана Партию исламского возрождения (ПИВИ), утверждая, что ПИВТ и ее хозяева финансировали миллионы для раскачки протестов на “крыше мира”.
“А в последнее время, у нас была информация, что нити руководства над ними в свои руки взяли зарубежные хозяева. За короткое время их финансировали на 26 миллионов сомони. 26 миллионов. И им руководили из заграницы. Та же терристическая Партия исламского возрождения и ее хозяева. Цель – совершение переворота!”, – заявил Эмомали Рахмон, имея ввиду неформальных лидеров ГБАО.
Но Мухиддин Кабири, лидер ПИВТ и Национального альянса Таджикистана (НАТ), одной из коалиций таджикской оппозиции зарубежом, 19 июня в эксклюзивном интервью новостному порталу “Бомдод” опроверг утверждения президента Эмомали Рахмона о якобы финансировании протестов в ГБАО со стороны ПИВТ на сумму в 26 миллионов сомони (примерно 2,4 миллиона долларов по нынешнему курсу). Он назвал эти утверждения “ложью” и “инсинуацией” и заявил, что ни ПИВТ, ни другие группы таджикской оппозиции не имели никакого отношения к последним протестам в ГБАО и не финансировали их.
Кабири убежден, что попытка “приклеить эти события к ПИВТ является продолжением старой политики поиска внутренних и внешних врагов, на кого можно потом спокойно повесить все свои просчеты и ошибки”.
“На протяжении все 30 лет своего правления Эмомали Рахмон только этим поисков врагов изи их созданием и занимается. Мы помним, врага строили из Узбекистана, но потом это оказалось не так, сдружились. Врагом называли “всем известную страну”, даже боясь произнести название этой страны. Но недавно сам Рахмон поехал в Тегеран мириться. Таким же образом, образ врага создается из ПИВТ, или из бадахшанцев, или из независимых журналистов и блогеров”, – заявил Кабири.
Лидер таджикской оппозиции, с 2015 года проживающий за пределами Таджикистана, где он заочно приговорен к пожизненному заключению, назвал сумму в 26 миллионов сомони, якобы финансированных ПИВТ лидерам Бадахшана “мифом” и напомнил, что сперва говорили о 6 тысяч долларов для организации протестов в Рушане и 7 тысяч долларов для протестов в Хороге, а потом решили не мелочиться и стали рассказывать байку про миллионы от ПИВТ.
По мнению Кабири, у этой байки есть и внутренная, и внешняя цель: “С одной стороны, они хотят убедить жителей Таджикистана в том что ПИВТ все еще преследует цель террора, атак и кровопролитий. С другой стороны, с учетом общей границы с Афганистаном, пытаютя показать своим зарубежным партнерам, особенно Западу, что Эмомали Рахмон и его правительство ведуть беспощадную борьбу с исламским терроризмом и экстремизмом и сейчас не время поднимать перед Душанбе неудобные темы, наподобие прав человека, репрессий против диссидентов и активистов гражданского общества”.
Это заочный “обмен мнениями” между президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и лидером таджикской оппозиции Мухиддином Кабири произошел просле кровавого разгона протестов ГБАО, где по признанию властей, погибли 16 человек, а согласно другим источникам, более 40 человек. Власти назвали последние события делом рук местных неформальных лидеров, которые, по утверждению властей, пошли на союз с “террористическими группами”.
Эмомали Рахмон накануне заявил, что он был вынужден отдать приказ “обезвредить или задержать вооруженных лиц” после того как толпа заблокировала стратегическую трассу Душанбе – Куляб – Хорог – Кулма, напала на колонну войск ГКНБ и влозникла угроза взрыва мостов в Рушанском районе. Но некоторые жители утверждают, что силовики в Рушанского районе открыли огонь по безоружным демонстрантам и многие погибли уже после задержания в результате нечеловеческих пыток.