ГКНБ ВЫПУСТИЛ СПЕЦПРОГРАММУ О ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЯХ В БАДАХШАНЕ (ВИДЕО)
Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана вечером 9 декабря по областному телеканалу “Бадахшан”, а также через страницы своих пропагандистов в социальных сетях выпустил подробную 45-минутную специальную программу о последних событиях в Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО) под названием “Сила закона”.
В программе утверждают, что дело о захвате в заложники помощника прокурора Рошткалинского района Абдусаттора Абирзода не был единственным преступлением, в котором обвинялся Гульбиддин Зиёбеков, чья смерть после задержания стала причиной массовых протестов в ГБАО.
Авторы программы утверждают, что Гульбуддин Зиёбеков, 31.06.1992 г.р., уроженец и житель села Тавдем сельского джамаата имени Гадоалиева Рошткалинского района, таджик, с высшим образованием, отец одного ребенка, разведенный в 2021 году, еще в 2017 году вместе с 20 своими односельчанами ворвался в кабинет районного прокурора Анвара Нарзуллозода и оскорбил его. В октябре того же 2017 года Зиёбеков якобы ворвался в здание районной администрации и оскорбил тогдашнего председателя Рошткалы Юсуфа Султонноёбова. В программе его обвиняют в том, что постоянно создавал препоны для работы участковых и местных властей, а 15 августа 2018 года был в числе тех, кто избил тогдашнего главу ГБАО Шодихона Джамшеда прямо в его кабинете. ГКНБ обвиняет Зиёбекова также в организации протеста 13 октября 2018 года в Хороге и поджоге вагона на посту ГАИ в январе 2019 года.
В программе говорится, что органы делали все возможное, чтобы Зиёбеков добровольно явился на допросы, но он игнорировал. В том числе утверждается, что первый замглавы МВД РТ генерал Абдурахмон Аламшозода в феврале-марте 2020 года трижды беседовал об этом с его братом Интизором Зиёбековым, а в августе 2021 года на эту тему с тем же Интизором Зиёбековым, их соседом Таваккалом, а также главой джамаата имени Гадоалиева поднял вопрос о добровольной сдачи Гульбиддина и начальник УГКНБ по ГБАО генерал Абдусамад Салимзода, но Гульбиддин Зиёбеков, кау утверждают авторы, ответил, что никогда не сдастся.
По утверждению авторов, в 2020 году Зиёбекову отправили 5 повесток, а в 2021 году – еще 4, но он не явился. Но его мать Певистамо Абдулмуминова ранее опровергла такие утверждения и заявила, что после того случая с помощником прокурора ее сын не получил ни одну повестку.
Жители Тавдема также опровергают утверждение о том, что 25 ноября, в день задержания Гульбиддин был вооружен. По их словам, пистолет на месте перестрелки появился через 40 мину. Протестующие в Хороге были уверены, что пистолет подбросили Гульбиддину Зиёбекову, чтобы оправдать его убийство.
Из этой программы ГКНБ следует, что терпение органов лопнуло, когда, как рассказывает начальник милиции Рошткалинского района Саидджаъфар Икромзода, в ночь с 27 на 28 октября этого года Гульбиддин Зиёбеков на автомашине марки “БМВ” без номеров подъехал к зданию отдела ГКНБ по Рошткалинскому району и поставив музыку в своей машине на всю громкость, стал кричать: “Я – Зиёбеков Гулбиддин! Давайте, задержите меня! Меня никто не сможет задержать! Я буду ходить и ездить по Рошткале, как я хочу!”
Но жители Рошткалы говорят, что Гульбиддин Зиёбеков вступился за честь Зухры Шоназаровой и если бы власти в свое время послушались протесту жителей и наказали бы Абирзоду, дело не дошло бы до кровопролития и новых протестов. Житель Тавдема говорит, что сейчас всю вину хотят свалить на Зиёбекова, но правда сильно отличается от той версии, что говорят в этой программе.