ПИВТ ОПРОВЕРГАЕТ ЗАЯВЛЕНИЕ МВД: ДЕД ДОНА НИКОГДА НЕ БЫЛ НИ КАДИЕМ, НИ ТЕРРОРИСТОМ
Запрещенная ныне в Таджикистане Исламская партия возрождения (ПИВТ) 9 января в специальном заявлении опровергла утверждения МВД Таджикистана по делу 80-летнего ветерана ПИВТ Дона (Дониёра) Набиева как “политические, совершенно безосновательные и откровенная инсинуация”. Дона Набиев (Дед Дона), 1940 г.р., житель села Гулбутта района Рудаки был арестован 27 августа 2020 года, а на днях суд района Рудаки приговорил его к 7 годам лишения свободы, признав 80-летнего старика виновным в организации деятельности экстремистской организации согласно ст. 307.3 УК РТ.
В опубликованном ночью 8 января заявлении, МВД утверждало, что Дона Набиев в годы гражданской войны “осуществлял деятельность в структуре бывшей Партии исламского возрождения в качестве «судьи» (кадия) и приговаривал невинных жителей республики к самым изощрённым наказаниям, вплоть до смертной казни” и таким образом “участвовал в масссовых убийствах местных жителей Хатлонской области”.
Но ПИВТ в своем заявлении утверждает, что дед Дона в гражданской войне не участвовал и не мигрировал никуда в те годы.
“В структуре ПИВТ никогда не существовало позиция “Кадия” и поэтому утверждение МВД не имеет основания”, – говорится в заявлении оппозиционной партии.
МВД в своем сообщении подчеркивало, что хотя прежние деяния Набиева попали под амнистию по Соглашения о мире, подписанном в 1997 году, он и после запрета деятельности ПИВТ в 2015 году, продолжал свои «преступные и противоправные деяния». Набиева в том числе обвиняют в том что:
– получал денежные средства, выделенные специальными службами определённых стран, используя денежные переводы из третьих стран, затрачивал их на распространение идей экстремизма, приобретение и публикацию экстремистской литературы, вербовку и мобилизацию молодых людей ряды джихадистких групп;
– переводил определенное количество финансовых средств в Исламскую Республику Афганистан через Пянджский район Хатлонской области для финансовой поддержки членов боевого крыла ПИВ – «Джамоати Ансаруллах»;
– оставшуюся часть средств использовал на собственные нужды;
Но ПИВТ в своем заявление отрицает всякую связь между ней и «Джамаатом Ансаруллах» и подчеркивает, что “у РИВТ нет вооруженных сил ни в одной стране, особенно в Афганистане.”
Оппозиционная партия в то же время подчеркивает, что “перевод средств со стороны членов семей, близких и членов ПИВТ семьям политических заключенных никак не является преступлением и подчеркиваем, что если дед Дона и помог кому-то, он получал помощь от находившихся зарубежом родственников, близких и членов ПИВТ и это никак не связано со спецслужбами ни одной страны.”
Руководство ПИВТ потребовало, прекратить “очернение невинного старика и ПИВТ” и немедленно освободить Дона Набиева.
Суд над Набиевым проходил за закрытыми дверями и неизвестно, был ли у него независимый адвокат? МВД в своем сообщении также не представило каких-либо доказательств для своих утверждений.
Деятельность ПИВТ – самой крупной оппозиционной партии Таджикистана была запрещена в Таджикистане в сентябре 2015 года, после разгрома неудачного мятежа под руководством замминистра обороны генерала Абдухалима Назарзода. Власти обвинили ПИВТ в руководстве этим мятежом. Руководство ПИВТ, действующее в последние годы в Европе отрицает всякую причастность к мятежу и утверждает, что власти воспользовались этим как довод, чтобы выгнать с политической сцены самую крупную оппозиционную партию.
После запрета деятельности ПИВТ десятки ее лидеров и сторонников были осуждены в Таджикистане на долгие сроки. Сотни других покинули Таджикистан.