РАЗВЕ ЭТО МОЖНО НАЗВАТЬ ЖИЗНЬЮ? ЖУРНАЛИСТА ПОСАДИЛИ НА 11 ЛЕТ ЗА 400 СОМОНИ!
Год назад представители прокуратуры Согдийской области и колонии №5/3 в Худжанде нас заверили, что могуть перевести осужденного на 11 лет журналиста Мухаммадюсуфа Исмоилова на колонию-поселение, но для этого нужно оплатить 6 тысяч сомони, указанные в его дело как «размер нанесенного ущерба». Мы поверили этим заверениям и Мирзо Салимпур, главный редактор портала “Бомдод”, отправил эти деньги в Худжанд. Журналистка «Азия Плюс» Мавлуда Рауфова (пусть Бог упокоит ее душу в Раю!) получила деньги, внесла в кассу колонии. Но власти после этого вопреки своим обещаниям, стали искать другие поводы, чтобы не освободить Исмоилова. Мавлуда Рауфова, истратившая так много сил для освобождения своего коллеги, так и не дождался его освобождения и скоропостижно скончалась в октябре 2020 года. А Исмоилов все еще остается за решеткой. Он был осужден в 2013 году на 11 лет (!!!) по сфабрикованному делу о вымогательстве на сумму … 400 сомони. Когда в Таджикистане имеющие влиятельных покровителей люди спокойно и безнаказанно крадут миллионы, журналисты посадили на 11 лет за придуманные 400 сомони! И не выпускают даже после возмещения «ущерба»!
Махтобби Абдуллоева, супруга Исмоилова, рассказываети, что она в одиночку еле сводит концы с концами. Женщина получает пенсию супруга по инвалидности в размере 200 сомони и перебивается случайными заработками. «Работы нет, денег не хватает, выживаем благодаря помощи людей. Кто-то даст немного муки и масла, кто-то – рис и хлеб. Разве можно это назвать жизнью?», – сетует собеседница.
Ущерб возмещен, но журналист продолжает оставаться за решеткой. Почему?
Радио Озоди
Махмадюсуф Исмоилов, журналист из Аштского района, осужденный в 2013 году к 10,5 годам заключения, обеспокоен тем, что он выплатил установленный судом ущерб, но его приговор не был смягчен.
Журналист, писавший критические статьи о недостатках в деятельности чиновников Аштского района, провел семь с половиной лет за решеткой, и ему остался до освобождения один год и семь месяцев.
Поплатился за критику?
28 октября 2013 года суд приговорил Махмадюсуфа Исмоилова к 10 годам и 6 месяцам лишения свободы по обвинениям в «вымогательстве», «мошенничестве с причинением серьезного ущерба гражданину» и «мошенничестве с использованием служебного положения». Журналист назвал приговор необоснованным и местью за свои резкие и критические статьи.
В конце декабря Исмоилов отправил весточку из заключения о том, что он выплатил установленный судом ущерб за вымогательство еще 10 месяцев назад и надеется, что его освободят или переведут в колонию-поселение. Суд посчитал законным требования Исмоилова об изменении условий его содержания под стражей, но администрация колонии заявила, что это невозможно.
Исмоилов запросил встречу с прокурором, ведущим надзор за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Его письмо передал в редакцию Радио Озоди человек, недавно освободившийся из колонии, в которой отбывает наказание журналист.
Махмадюсуф Исмоилов провел 8,5 лет заключения в колонии 5/3 в Худжанде. По его словам, до освобождения ему остался 1 год и 7 месяцев, и он надеется, что выйдет на свободу живым.
Противоречивые ответы
На официальное письмо Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана руководство исправительной колонии №3 г Худжанда ответило в сентябре, что считает смягчение приговора в отношении Махмадюсуфа Исмоилова невозможным. В письменном ответе, копия которого попала в распоряжение Радио Озоди, говорится, что Исмоилов отбывает наказание в том числе и по статье 250, ч.2 (вымогательство) и Уголовный кодекс не предусматривает наложение штрафа или досрочное освобождение для этой категории заключенных.
В управлении исполнения уголовных наказаний по Согдийской области 30 декабря сообщили, что данное решение было принято по согласованию с судом и прокуратурой.
В письменном ответе Согдийский областной суд порекомендовал Исмоилову обратиться в суд с просьбой о смягчении приговора либо лично, либо через адвоката.
«На все воля властей»
Мухаббат Джураева, юрист НАНСМИТ в Худжанде, сказала, что в законе нет никаких препонов для освобождения или перевода Исмоилова в колонию-поселение, поэтому все зависит от воли властей.
«Согласно статье 49 Уголовного кодекса Таджикистана, в случае выплаты всей суммы ущерба суд может смягчить наказание или изменить условия содержания. После отбытия половины срока возможно изменить условия содержания и перевести заключенного в колонию-поселение», – сказала она.
Махмадюсуф Исмоилов имеет инвалидность третьей группы, он перенес две операции на ухе и ноге. Ранее он писал Радио Озоди, что его состояние здоровья в заключении ухудшилось. Его супруга живет с двумя детьми в съемном жилье в Аштском районе.
Махтобби Абдуллоева, супруга Исмоилова, сказала 30 декабря в беседе с Радио Озоди, что она в одиночку сводит концы с концами. Женщина получает пенсию супруга по инвалидности в размере 200 сомони и перебивается случайными заработками.
«Работы нет, денег не хватает, выживаем благодаря помощи людей. Кто-то даст немного муки и масла, кто-то – рис и хлеб. Разве можно это назвать жизнью?», – сетует собеседница.
«Вымогательство» 400 сомони
Исмоилов сообщил из заключения, что он изо всех сил старался вернуться к жене и детям в тяжелый период пандемии COVID -19 и облегчить их бремя.
В феврале 2019 года Мирзо Салимпур, основатель и главный редактор независимого веб-сайта Бомдод, базирующегося в Праге, выплатил 5 тыс сомони за журналиста и надеялся, что Исмоилова переведут в колонию-поселение.
С 2013 года, когда Исмоилов был приговорен к 10 годам и 6 месяцам лишения свободы, были объявлены две амнистии, но власти не приняли во внимание ни возраст заключенного, ни его инвалидность, ни тот факт, что он отец двух несовершеннолетних детей и не представляет опасность для общества. Его не амнистировали.
Лишь в октябре 2019 года, согласно закона об амнистии, срок заключения Исмоилова был сокращен на 1 год 4 месяца и 20 дней.
Как сообщили в колонии №3 г. Худжанда, срок заключения Исмоилова истекает 4 августа 2022 года.
Медийные правозащитные организации назвали приговор Исмоилова слишком суровым за «вымогательство» в размере 400 сомони. Правозащитники считают, что длительным заключением Исмоилова власти продемонстрировали свое отношение к смелым журналистам, которые не боятся указывать на недостатки в деятельности чиновников.
Приговор суровый, но..
Верховный суд Таджикистана также посчитал, что приговор суда был «суровым», и просил Согдийский областной суд пересмотреть дело и сократить срок содержания Исмоилова под стражей, но суд отклонил это предложение как «необоснованное».
Махмадюсуф Исмоилов в 2011 году провел 11 месяцев под стражей за публикацию своей критической статьи. Суд г. Табошар обвинил журналиста в клевете, оскорблении личности, вымогательстве и местничестве. Решением суда, вынесенном по итогам 11-месячного расследования, Исмоилов был приговорен к выплате штрафа в размере 35 тысяч сомони и запрету на журналистскую деятельность в течение трех лет.
Журналист считает, что его второй приговор является продолжением ответных действий местных властей за его разоблачения в прессе.
В 170-страничном письме президенту Таджикистана Эмомали Рахмону в 2014 году он написал, что не изменял родине и обществу и никогда не присваивал чужое добро, а его «резкие и критические» статьи, опубликованные в прессе, были написаны с целью процветания страны и искоренения беззакония. Он просил президента Рахмона сжалиться над ним и выпустить его на свободу, так как является единственным кормильцем для своих родных. Судя по всему, просьба журналиста не была услышана.
В 2015 году основные свидетели по делу против Махмадюсуфа Исмоилова заявили, что предъявленные ему обвинения были инсценированы властями. Они пытались добиться пересмотра дела Исмоилова и смягчения приговора, но позже признали, что отказались от своих планов под давлением.