ГЛАВА МВД ТАДЖИКИСТАНА ПРИЗВАЛ ГОЛЛАНДИЮ ВЫДАТЬ “ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В РОЗЫСКЕ”
Министр внутренних дел Республики Таджикистан генерал-полковник Рамазон Рахимзода на встрече с послом Королевства Нидерландов в Таджикистане Николаасом Якобом Схермерсом призвал голландские власти задержать и выдать Таджикистану «лиц, находящихся в розыске». В Голландии получили убежище сотни уроженцев Таджикистана, которые покинули страну в основном из-за преследований на политической или религиозной почве.
Пресс-центр МВД Таджикистана сообщил, что 1 мая 2024 года министр внутренних дел Республики Таджикистан генерал-полковник милиции Рахимзода Рамазон Хамро провёл встречу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Нидерландов в Республике Таджикистан с резиденцией в Астане, столице Республики Казахстан Николаасом Якобом Схермерсом.
Согласно сообщению, в ходе встречи было подчёркнуто укрепление сотрудничества в области противодействия и эффективной борьбы с терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, обмена информацией и содействия укреплению мира и стабильности в Афганистане, состоялся обмен мнениями по текущему состоянию перспектив ситуации в регионе, мире и по другим актуальным вопросам.
«В ходе встречи был обсуждён важный вопрос задержания и экстрадиции в Таджикистан лиц, находящихся в розыске», – подчеркивается в сообщении МВД РТ. «В завершение встречи стороны выразили удовлетворение расширением взаимовыгодного сотрудничества», – также сообщает МВД Таджикистана.
По неофициальным подсчетам, в Голландии, как обычно называют Королевство Нидерландов, получили убежище или подали на соискание статуса беженца более 500 уроженцев Таджикистан. Часть из них политические оппоненты нынешнего правительства Эмоали Рахмона. Среди ниж – журналист-диссидент Мавджуда Сохибназарова, лидер оппозиционного движения «Реформы и развитие» Шарофиддин Гадоев, активисты запрещенного в самом Таджикистане оппозиционной “Группы 24”, которые покинули Таджикистан по политическим мотивам.
Шарофиддин Гадоев 3 мая в интервью новостному порталу “Бомдод” заявил, что не беспокоится за свою судьбу, так как считает опасность его экстрадиции, также как и других оппозиционных активистов из Голандии в Таджикистана практически равными нулю.
“Голландия – правовая страна и не думаю, что ее власти будут действовать согласно просьбам и желаниям авторитарных режимов, наподобие правительства Таджикистана. К тому же, есть и мой прецедент. В 2019 году, когда меня похитили в России и вывезли в Таджикистан, Голландия как страна, приютившая меня как беженца, настаивала до конца вместе с другими европейскими странами добилась, чтобы власти Таджикистана вернули меня в Европу”, – говорит Гадоев.
Шарофиддин Гадоев добавил, что еще до этой встречи призвал европейские власти тщательно проверить запросы властей Таджикистана по экстрадиции таджикских оппозиционных активистов и не верить всему, что утверждают в Душанбе.
В середине февраля 2019 года самого Гадоева обманом уговорили на поездку в Москву, где его поймали и выдали таджикским органам, которые вывезли его в Душанбе, а там организовали инсценировку о том, что якобы таджикский оппозиционер с “покаянием” сам вернулся на Родину и сдался властям. Но после того, как обман раскрылся, Душанбе под давлением европейских стран, прежде всего, Голландии, был вынужден уже в начале марта вернуть Гадоева обратно в Европу.
Страны Европы в прошлом считались очень безопасным местом для искателей убежища из разных стран и поэтому, после начала волны массовых репрессий в Таджикистане тысячи уроженцев этой страны, в основном стронники запрещенных оппозиционных партий и движений, наподобие ПИВТ и “Группы 24”, а также религиозные диссиденты, в основном приверженцы Салафизма, устремились в сторону этого континента.
Но в последнее время властям Таджикистана удалось добиться экстрадиции или депортации нескольких оппозиционных активистов из европейских стран. Самие громкие случаи это: депортация Мустафо Хаётова и Фарруха Икромова из Польши, Хизбулло Шовализода – из Австрии и Абдулло Шамсиддина и Билола Курбоналиева из Германии. Трое из них в Таджикистане были осуждены на долгие годы, судьба Икромова, депортированного меньше месяца назад – 11 апреля 2024 года – пока остается неясной и лишь Мустафо Хаётов, бывшему активисту “Группы 24” удалось избежать тюрьмы и остаться на свободе.
Эти удачи воодушевили Душанбе на продолжение усилий по содействию экстрадиции или депортации таджикских оппозиционеров из европейских стран. В последнее время Генпрокурор Таджикистана Юсуф Рахмон совершил поездки в несколько европейских стран, в основном в те, где получили убежище уроженцы Таджикистана и везде обсуждал и вопрос о сотрудничеств стран по вопросу экстрации разыскиваемых лиц.
А 23 апреля 2024 года в г. Рим, столице Италии в рамках визита президента Таджикистана Э.Рахмона в эту страну было подписано межправительственное соглашение в области безопасности. Глава таджикского МВД и Рамазон Рахимзода на встрече со своим итальянским коллегой Маттео Пьянтедози подчеркнул, что некоторые преступники скрылись в Европе, в том числе в Италии под видом беженцев и лишь сотрудничество правоохранительных органов может способствовать привлечению этих лиц к уголовной ответственности.