ПРАВОЗАЩИТНИКИ: ТАДЖИКИСТАН ДОЛЖЕН ПРЕКРАТИТЬ ОХОТУ НА ОППОЗИЦИОНЕРОВ, А ТУРЦИЯ И СТРАНЫ ЕС – ВЫДАВАТЬ ИХ ДУШАНБЕ!
Несколько человек, базирующихся в Литве, Польше и Турции и связанных с запрещенным таджикским оппозиционным движением “Группа 24”, за последние месяцы исчезли или были арестованы, и им угрожала экстрадиция в Таджикистан, – сообщили 16 апреля 2024 года в совместном заявлении правозащитные организации Хьюман Райтс Вотч и Норвежский Хельсинкский комитет.
Правозащитники считают, что правительства принимающих стран не должны депортировать таких лиц в Таджикистан из-за риска применения пыток и должны в полной мере уважать права таджикских просителей убежища на надлежащую правовую процедуру, в том числе не подвергать их произвольному задержанию на основании необоснованных и политически мотивированных просьб правительства Таджикистана.
“Таджикистан должен безоговорочно прекратить десятилетнюю охоту на предполагаемых критиков за рубежом, особенно тех, кто связан с ”Группой 24″ и другими запрещенными группировками”, – заявила Сайнат Султаналиева, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. “ЕС и Турция должны защитить активистов оппозиции и воздержаться от их возвращения в Таджикистан, страну, известную своими транснациональными репрессиями, где они рискуют подвергнуться пыткам”.
Хьюман Райтс Вотч недавно опубликовала отчет о транснациональных репрессиях – преследовании критиков за рубежом репрессивными правительствами, – в котором рассказывается о нескольких случаях, когда члены “Группы 24”, как бывшие, так и действующие, бежали из страны только для того, чтобы стать мишенью таджикского правительства, добивающегося их ареста и экстрадиции в Таджикистан по обвинению в терроризме или других преступлениях. деятельность, связанная с экстремизмом. Активисты в изгнании также становились жертвами насильственных исчезновений или неправомерного использования красных уведомлений Интерпола, которые представляют собой просьбу к правоохранительным органам по всему миру установить местонахождение и временно арестовать человека, поскольку правительство добивается его экстрадиции.
5 апреля 2024 года литовские службы безопасности задержали в Вильнюсе Сулаймона Давлатова, бывшего члена “Группы 24”, по обвинению в предполагаемом нарушении национальной безопасности Литвы. 7 апреля суд в Вильнюсе вынес решение о его предварительном заключении под стражу на два месяца, а 9 апреля Генеральная прокуратура Литвы сообщила СМИ, что якобы Давлатов “представляет угрозу национальной безопасности Литвы из-за его сотрудничества с членами и союзниками террористических организаций, экстремистских движений и пропаганды экстремизма”.”
Давлатов проживает в Литве с тех пор, как в 2015 году ему было предоставлено политическое убежище. По мнению правозащитников, литовские власти должны исключить любой риск того, что Давлатов может быть экстрадирован в Таджикистан, и в соответствии с правами на справедливое судебное разбирательство немедленно предоставить Давлатову и его адвокату доступ к любым имеющимся у них доказательствам, подтверждающим обвинения.
23 февраля и 10 марта, соответственно, два высокопоставленных лица “Группы 24”, Насимджон Шарифов и Сухроб Зафар, исчезли в Турции. Оба они ранее были задержаны турецкой полицией в марте 2018 года по запросу таджикских властей и подвергались угрозам экстрадиции, но в конечном итоге были освобождены. Недавно они рассказали родственникам и коллегам, что регулярно получают угрозы от таджикских спецслужб.
В настоящее время местонахождение ни одного из них неизвестно. Друзья и коллеги обеспокоены тем, что они, возможно, были насильственно похищены таджикскими и турецкими властями или обеими сторонами и вывезены в Таджикистан во внесудебном порядке.
19 марта суд в Польше обязал Комрона Худойдодова, брата бывшей активистки “Группы 24” Шабнам Худойдодовой, добровольно покинуть Польшу до 19 апреля или может быть депортирован в Таджикистан. Это последовало за отклонением его ходатайства о предоставлении убежища. Комрон Худойдодов переехал в Польшу в 2018 году по гуманитарной визе, выданной польскими властями, поскольку он столкнулся с преследованиями в Таджикистане из-за мирной политической деятельности своей сестры. В 2015 году власти Таджикистана объявили Шабнам Худойдодову в международный розыск по обвинению в экстремизме, она была арестована в Беларуси, где провела за решеткой 10 месяцев.
«Таджикские власти также продолжают уголовное расследование в отношении Комрона Худойдодова по обвинению в экстремизме. Возвращение Худойдодова в Таджикистан подвергло бы его риску пыток или жестокого обращения и, следовательно, стало бы нарушением запрета на принудительное возвращение. Польша должна четко заявить, что она будет соблюдать свои международно-правовые обязательства и исключит депортацию Худойдодова в Таджикистан», – говорится в заявлении правозащитых организаций.
Помимо Литвы и Польши, другие члены Европейского союза, такие как Австрия, Германия и Словакия, в последние годы возвращали или угрожали вернуть таджикских просителей убежища в Таджикистан, несмотря на достоверные доказательства того, что им угрожает опасность подвергнуться пыткам. По прибытии в Таджикистан лица, депортированные из стран-членов ЕС, были заключены в тюрьму.
Правозащитники напоминают, что Конвенция Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания запрещает высылку, возвращение (refoulment) или экстрадицию лица в другое государство, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Европейская конвенция о правах человека также включает этот запрет в качестве элемента запрета на пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращение. Все страны – члены ЕС и Турция являются участниками обоих договоров. Этот принцип также включен во внутреннее законодательство Литвы, Польши и Турции.
“Государства -члены ЕС и Турция должны выполнять свои международные обязательства в области прав человека, в том числе не возвращать людей, которым угрожают пытки и преследования за их политическую активность, в страны их происхождения”, – сказала Султаналиева. “Они должны осудить случаи транснациональных репрессий и пересмотреть любые соглашения о сотрудничестве с государствами, участвующими в преследовании критиков за рубежом”.
“Группа 24” –созданное таджикским бизнесменом Умарали Кувватовым политическое движение, выступающее за демократические реформы в Таджикистане, которое правительство Таджикистана запретило в октябре 2014 года. Таджикистан в течение последнего десятилетия добивался экстрадиции активистов, находящихся в изгнании в других странах, некоторые из которых, в том числе основатель «Группы 24» Кувватов были убиты, а некоторые насильственно исчезли.