ПолитикаПрава человекаТаджикистан

«МЫ ТЕБЯ НАЙДЕМ И УБЬЕМ…» ПРАВОЗАЩИТНИКИ О ТОМ, КАК ВЛАСТИ ТАДЖИКИСТАНА ПРЕСЛЕДУЮТ СВОИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ ДАЖЕ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Правозащитная организация  Хьюман Райтс Вотч опубликовала  46-страничный доклад под названием «Мы тебя найдем!: Глобальный взгляд, как правительства преследуют своих граждан зарубежом». В отчеты собраны задокументированные случаи транснациональных преследований и репрессий. По мнению авторов, многие авторитарные режимы выходят за пределы своих границ, чтобы заставить замолчать или сдержать инакомыслящих. Авторитарные правительства  под предлогом «угрозы своей безопасности» преследуют правозащитников, журналистов, активистов гражданского общества и политических оппонентов, которые в поисках убежища скрываются в других странах. Для преследований своих оппонентов зарубежом правительства злоупотребляют даже возможностями Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) — межправительственной организацией, насчитывающей 195 стран—членов.

По мнению правозащитников, транснациональные репрессии включают и случаи, когда оставшиеся на родине родственники активистов подвергаются гонениям, становясь объектами коллективного наказания. В докладе приводится случай с одним неназванным таджикским активистом, члены семьи которого в Таджикистане, включая его 10-летнюю дочь, были задержаны, допрошены и подвергались угрозам.

Всего в отчет включено более 75 таких случаев транснациональных репрессий, совершенных за последние 15 лет со стороны властей более 20 стран. Среди них упомянут и Таджикистан. По подсчетам авторов, большинство преследуемых властями Таджикистана являются членами запрещенных политических оппозиционных групп, таких как “Группа 24” и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), а пик широкомасштабной кампании таджикских властей по задержанию, заключению в тюрьму и принуждению к молчанию диссидентов за рубежом наблюдался в 2015 году.

Ниже – некоторые случаи транснациональных репрессий, приведенные в части доклада «Хьюман Райтс Вотч», посвященной Таджикистану:

  1. В марте 2015 года в Стамбуле, Турция, был застрелен Умарали Кувватов, лидер оппозиционного движения, известного как “Группа 24”. Убийство Кувватова последовало за многолетними попытками его скрыться от таджикских властей, переехав в различные страны, включая Россию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Казахстан и Кыргызстан. Кувватов сообщил Хьюман Райтс Вотч в 2013 году, что таджикские власти несколько раз пытались похитить его, а в 2012 году в Дубае он содержался под стражей в течение 10 месяцев, ожидая экстрадиции в Таджикистан. По мнению авторов доклада, «постоянные усилия таджикских властей по обеспечению задержания Кувватова и его возвращения в Таджикистан подтверждают утверждение о том, что таджикские власти были причастны к его последующему убийству».
  2. В мае 2015 года таджикский политический активист Эхсон Одинаев исчез в Санкт-Петербурге, Россия, после неоднократных попыток таджикских властей выдворить его путем экстрадиции. Брат Одинаева рассказал Хьюман Райтс Вотч в видеоинтервью, что таджикские власти сказали Одинаеву: “Мы найдем тебя и убьем”. Семья Одинаева встретилась с представителями Таджикистана в Москве, которые предположили, что существует специальное подразделение, которое “решает проблему оппозиции”. Местонахождение Одинаева остается неизвестным.
  3. В 2019 году российские власти в Москве взяли под стражу Шароффидина Гадоева, члена “Группы 24”, и передали его таджикским чиновникам, которые силой посадили его на самолет и отвезли в Таджикистан. Гадоев был жестоко избит как российскими, так и таджикскими официальными лицами. Таджикский чиновник сказал ему: “У вас есть три варианта: сотрудничать, сесть в тюрьму на 25 лет или умереть”. Нидерланды, где Гадоев имеет статус беженца, обратили внимание на этот случай и попросили других европейских чиновников призвать к его возвращению. Под давлением правительств Нидерландов и Германии в марте 2019 года Гадоев был отправлен домой в Нидерланды.
  4. В марте 2021 года Иззат Амон, защитник прав трудящихся-мигрантов, был похищен в Москве, и его местонахождение было неизвестно в течение двух дней, пока Министерство внутренних дел Таджикистана не заявило, что он находится в предварительном заключении в Таджикистане.
  5. Амриддин Аловатшоев, гражданин Таджикистана, проживающий в России, как сообщается, помог организовать акцию протеста в ноябре 2021 года у посольства Таджикистана в Москве в связи с насильственными протестами , произошедщими в Хороге  в том же ноябре 2021 года, когда правительственные силы применили против толпы боевой огонь и двое протестующих погибли. В январе 2022 года Аловатшоев был насильственно исчез и возвращен в Таджикистан из России после задержания российскими правоохранительными органами. Месяцем позже генеральная прокуратура Таджикистана объявила, что Аловатшоев находится в Таджикистане в предварительном заключении по неустановленным уголовным обвинениям.
  6. В июне и июле 2022 года по меньшей мере семь активистов памирской диаспоры были похищены из России, включая Ораза Вазирбекова, который был объявлен пропавшим без вести в московском аэропорту Домодедово 29 июля. Вазирбеков вновь появился в телевизионном выступлении в Таджикистане, в котором он сказал, что якобы вернулся в Таджикистан “добровольно”. Ранее он выражал опасения, что может быть похищен таджикскими властями. Его нынешнее местонахождение неизвестно.
  7. В сентябре 2016 года, после ее участия на конференции ОБСЕ в Варшаве, толпа окружила дом семьи оппозиционной активистки Шабнам Худойдодовой  в г. Куляб на юге Таджикистан и скандировала, требуя привлечь ее к ответственности. Толпа вернулась на следующий день и забросала дом камнями, ворвалась внутрь и подвергла физическому насилию членов семьи. Источник, близкий к городской администрации, сообщил Хьюман Райтс Вотч, что демонстрацию организовали службы безопасности Таджикистана. Когда мать Худойдодовой обратилась в милицию и попыталась подать жалобу, сотрудник милиции сказал ей: “Скажите своей дочери, чтобы она заткнулась и ничего не писала и не говорила. Мы скоро поймаем ее и повесим у вас на глазах!” Таджикские силы безопасности продолжали преследовать 10-летнюю дочь Худойдодовой Фатиму. В декабре 2016 года ее паспорт и свидетельство о рождении были конфискованы, и чиновники грозились, что они поместят ее в детский дом, если кто-нибудь попытается вывезти ее за границу. В августе 2018 года, когда мать и брат Фатимы и Худойдодовой попытались вылететь в Европу, чтобы встретиться с Худойдодовой, таджикские силы безопасности силой сняли их с рейса, допросили и запретили выезд из страны. Всех их, включая Фатиму, заставили подписать документы о том, что они объявлены в розыск.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button