ВидеоПрава человекаТаджикистан

СУПРУГА И СЫН ХАИТА ОБРАТИЛИСЬ В ООН И ОБСЕ: МЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕМ, ЖИВ ОН ИЛИ НЕТ…

Джурабекова Савринисо и Фирузи Махмадали, супруга и сын осужденного на пожизненное заключение заместителя лидера запрещенной ныне в республике Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Махмадали Хаита опубликовали обращение к ряду международных  и правозащитных организаций, в том числе к структурам ООН, МККК,  ОБСЕ с просьбой содействия в получении информации о его нынешнем состоянии в заключении.

Супруга и сын Хаита пишут, что в последний раз они виделись с ним ва мае 2021 года и вот уже более семи месяцев у них нет никакой информации о его состоянии. Они пишут, что не знают, жив ли он или нет?

Согласно законодательству Таджикистана, близкие осужденных к пожизненному заключению имеют право видеться с ними раз в полгода. Следующая встреча супруги с Хаитом должна была состояться 24 ноября 2021 года.

Но в тот день Савринисо Джурабековой в колонии сказали, что он наказан и по этой причине лишен права встречи с родственниками.

Авторы письма пишут, что несмотря на  неоднократные обращения, они так и не смогли получить внятного объяснения причины отказа им во встрече с М.Хаитом.

«Мы неоднократно обращались устно и письменно к руководителю ГУИУН Мансурджону Умарову, Омбудсмену Таджикистана Умеду Бобозода и в генеральную прокуратура, и пытались получить, ответ на вопросы касательно нарушения, которое он совершил, о его состоянии здоровья, жив ли он вообще или нет? До сих пор никаких ответов нам не поступило. Только из аппарата Омбудсмена пришло письмо, что наше обращение перенаправлено в генеральную прокуратуру», – пишут супруга и сын осужденного.

И это при том, что в своем последнем свидании в мае 2021 года Махмадали Хаит жаловался на состояние здоровья и говорил что его специально поместили в одну камеру с насильником и убийцей, который систематически провоцирует его на конфликты. Махмадали Хаит обращался к руководству колонии, чтобы его перевели в другую камеру, так как опасается за свою жизнь и здоровье. Руководство колонии его прошение отклонило.

Родственники Хаита опасаются, что с ним могло что-то произойти в колонии: «Всем известно, что пенитенциарная система Таджикистана является самой закрытой, секретной и пыточной системой в стране. Никакой истинной информации о происходящем внутри невозможно получить, допуск правозащитников, журналистов строго ограничен. Мы опасаемся, что с Махмадали Хаитом произошло что-то нехорошее и поэтому власти всячески отказывают нам во встречи.»

Супруга и сын Хаита напомнили, что его дело является политически мотивированным и Комитет ООН по правам человека  в своей резолюции по вопросу Махмадали Хаита признал это и призвал власти Таджикистане освободить его. «Хотя власти Таджикистана все еще не признают силу этого документа и не собираются выполнять его требования, мы надеемся, что Вы не перестанете напоминать и требовать неукоснительного выполнения положений данного решения», – пишут авторы обращения. Они также просят международные организации и правозащитников содействовать в  получении достоверной и проверенной информации о состоянии Махмадали Хаита.

Махмадали Хаит был арестован в сентябре 2015 года и в 2016 году вместе с еще одним заместителем лидера ПИВТ Саидумаром Хусайни был приговорен к пожизненному заключению. Сам Хаит, также как и руководство ПИВТ считают его приговор незаконным, а его дело и приговор – политически мотивированным. Комитет ООН по правам человека еще в 2018 году принял резолюцию, в которой рекомендует правительству Таджикистане не только освободить оппозиционного политика, но и выплатить ему компенсацию за годы, проведенные за решеткой. Но власти Таджикистана заявили, что законодательство страны не предусматривает пересмотр судебных решений на основании рекомендаций международных организаций.

Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека

Офису УНП ООН (UNODC) в Таджикистане

Международному комитету Красного ​​​​​​​

Креста в Таджикистане

ОБСЕ, Офису ОБСЕ в Таджикистане

Freedom Now

Hogan Lovells

Human Rights Watch

Norwegian Helsinki Committee

Civil Rights Defender

Коалиция гражданского общества против ​​​

пыток и безнаказанности в Таджикистане

​​​​​

от имени супруги и сына таджикского ​​​​​​ политзаключенного Хаитова Махмадали Рахмоновича,

Джурабековой С. и Фирузи Махмадали

​​​​​​

​​ О Б Р А Щ Е Н И Е

В первую очередь позвольте Вам выразить наше признание и глубокую благодарность за участие в судьбе Махмадали Хаита. Мы очень признательны Вам за проделанную Вами работу в освещении его дела, за многочисленные обращения и адвокацию его прав и свобод. Надеемся, что Ваши труды не пропадут даром и вскоре справедливость восторжествует и Махмадали Хаит будет на свободе.

Поводом нашего обращения к Вам послужило то, что вот уже более семи месяцев у нас нет никакой информации о состоянии здоровья и жизни Махмадали Хаита. Согласно законодательству Таджикистана мы имеем, право только раз в полгода навещать Махмадали Хаита. В последний раз мы видели его в мае прошлого года. Следующая наша встреча должна была состоятся 24 ноября 2021 года. Но, к сожалению, в этот день нам сказали, что свидания с заключенным Махмадали Хаитом не будет, потому что он наказан. Сотрудники колонии, а также руководители ГУИУН Минюста РТ никак внятно и обоснованно не смогли нам объяснить, почему нам отказано в очередном предусмотренном законом свидании? Мы неоднократно обращались устно и письменно к руководителю ГУИУН Мансурджону Умарову, Омбудсмену Таджикистана Умеду Бобозода и в Генеральную прокуратуру и пытались получить ответ на вопросы касательно нарушения, которое он совершил, о его состоянии здоровья, жив ли он вообще или нет? До сих пор никаких ответов нам не поступило. Только из аппарата Омбудсмена пришло письмо, что наше обращение перенаправлено в Генеральную прокуратуру.

Таким образом, вот уже более семи месяцев мы не имеем никакой информации о Махмадали Хаите. В последнем свидании Махмадали Хаит жаловался на состояние здоровья и говорил, что его специально поместили в одну камеру с насильником и убийцей, который систематически провоцирует с ним разного рода конфликты. Махмадали Хаит обращался к руководству колонии, чтобы его перевели в другую камеру, так как опасается за свою жизнь и здоровье. Руководство колонии его прошение отклонило.

Молчание властей, отговорки сотрудников колонии и ГУИУН Минюста РТ, отказ в свидании и опасение Махмадали Хаита в том, что с ним что-то может произойти в ближайшее время, порождает в нас тревогу о его истинном состоянии в колонии. Всем известно, что пенитенциарная система Таджикистана является самой закрытой, секретной и пыточной системой в стране. Никакой истинной информации о происходящем внутри невозможно получить, допуск правозащитников, журналистов строго ограничен. Мы опасаемся, что с Махмадали Хаитом произошло что-то нехорошее и поэтому власти всячески отказывают нам во встрече.

Вы все прекрасно знаете, что дело Махмадали Хаита политически мотивированное. Именно Вашими стараниями и трудами было принято Резолюция Комитета ООН по правам человека в отношении Махмадали Хаита. Хотя власти Таджикистана все еще не признают силу этого документа и не собираются выполнять его требования, мы надеемся, что Вы не перестанете напоминать и требовать неукоснительного выполнения положений данного решения.

Данным обращением мы просим Вас содействовать в получении какой-либо достоверной и проверенной информации о состоянии Махмадали Хаита. Как, мы писали выше, власти никак не реагируют на наши обращения и запросы. Мы уверены, что только Ваше вмешательство и требование послужит поводом для того, чтоб нам дали увидеться с ним и удостовериться, что он жив и здоров.

Ещё раз благодарим Вас за то, что Вы сделали для нас и Махмадали Хаита.

С уважением,

Джурабекова Савринисо,

Фирузи Махмадали

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button