ВидеоПолитикаТаджикистан

БУНТ ПЕНСИОНЕРОВ: КТО И ЧТО СТОИТ ЗА ГРОМКИМ ДЕЛО О “ЗАХВАТЕ ВЛАСТИ” В ТАДЖИКИСТАНЕ?

 Уголовное дело обвиняемого в “захвате власти” Саиджафара Усмонзода, депутата парламента и бывшего лидера Демократической партии Таджикистана, уже привело к допросам десятков известных лиц и аресту некоторых из них и видимо, превращается в самое громкое политическое дело последних лет в республике.

В журналистских и экспертных кругах с учетом преклонного возраста большинства допрошенных и арестованных это дело стали называть “бунтом стариков” или “мятежом пенсионеров”. И действительно, многим фигурантам за 60, а некоторым и вовсе – за 70. Многих из них объединяет еще и то, что они – уроженцы Фархорского района на юге Таджикистана.

Например, “главному герою” этой истории Саиджафару Усмонзода, кстати тоже уроженцу Фархора, уже 63 года. Бывшему министрому иностранных дел Таджикистана Хамрохону Зарифи, также уроженцу Фархора, арестованному в один день с Усмонзодой – 12 июня 2024 года – уже 75!

Журналисту Ахмадшоху Комилзоде и бывшему и.о. президента и главы Верховного Совета Таджикистана Акбаршо Искандарову – за 70. Правда, они – не из Фархора, а из восточного Таджикистана. Комилзода родился 18 декабря 1952 года в селе  Яхч Комсомолабадского (ныне Нурабадского) района, а Акбаршо Искандаров  – 1 августа 1951 года в селе Кеврон Калаи Хумбского (ныне Дарвазского) района ГБАО.

Многие из фигурантов дела были уже в том возрасте, что оставив все государственные должности, уже давно находились на пенсии в кругу своих детей и внуков. Это сторона вопроса сеет сомнения у многих, которые не сильно верят в намерение давно ушедших на покой политиков “захватить власть”. Более того, жизненный путь таких лиц, как Зарифи и Искандаров указывает на обратное, так как они никогда не высказывали никаких политических амбиций. А Искандаров известен тем, что в 1992 году, когда он был временным руководителем республики, вопреки желанию контролировавших Душанбе вооруженных групп, согласился провести 16-ю сессию Верховного Совета в Худжанде. Именно на той сессии Искандаров бещ сопротивления отдал кресло первого руководителя Таджикистана Эмомали Рахмону.

Власти по этому делу до сих пор не дали других подробностей, кроме опубликовании выдвинутых против Усмонзоды обвинений. 12 июня, когда Генпрокурор Юсуф Рахмон просил депутатов лишить Усмонзоду депутатской неприкосновенности и разрешить его арест, он сообщил, что Генпрокуратурой против Усмонзоды и других возбуждено уголовное дело по обвинению в захвате власти. Генпрокурор не обяснил, кого имеет ввиду под фразой “и другие”.

По информации Юсуфа Рахмона, следствием установлено, что Усмонзода еще в сентябре 2021 года связался с оппозиционным активистом Шарофиддином Гадоевым, который якобы обещал, что лидер запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения Мухиддин Кабири выделить деньги на реализацию плана “захвата власти”, а также в Таджикистан отправят более 3 тыс. боевиков запрещенного “Джамаата Ансаруллах”. Гадоев и Кабири отрицают это обвинение.

Генпрокурор также утверждал, что якобы  Усмонзода попросил у представителя одного из иностранных государств 10 миллионов долларов США. Но он не назвал страну.

По информации Шарофиддина Гадоева, речь идет о генерале российских спецслужб, который тайно посетил Таджикистана в конце марта – начале апреля, сразу после кровавого нападения в “Крокус Сити Холле” и провел встречи с некоторыми лицами, в том числе и с Усмонзодой. Источники говорят о том, что допрашиваются именно те лица, которые проявили неосторожность и согласились на разговор с тем генералом. Власти до сих пор не комментировали это утверждение. Проверить его через другие источники не представляется возможным.

Таджикская оппозиция, так как многие наблюдатели не верят в то, что у России было серьезное намерение по совершению переворота и смене власти в Таджикистана. Но не исключается, что этого могло быть новой игрой Кремля.

 “Президент России Владимир Путин не имеет серьезных или непримиримых противоречий со своим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном, чтобы нацелиться на его свержение. Тем более, Путин после войны против Украины оказался в международной изоляции и как зеницу ока должен беречь тех немногих оставшихся лидеров государств, которые еще остались рядом с Путиным. Но даже до украинского кризиса Путин больше увлекался не смещением пост-Советских лидеров, а их “укрощением” с использованием имеющихся у Кремля средств и механизмом, чтобы поставить своих сателлитов в еще большую степень зависимости от себя. Ярким примером такого “укрощения” является президент Беларуси Александр Лукашенко, который ныне настолько зависим от Кремля, что его уже не отличить от губернатора одного из регионов России”, – сказал один из экспертов порталу “Бомдод”.

Еще одной версией называют конфронтацию между различными группами в правящих элитах Таджикистана и попытки укоротить длинные до сегодняшнего дня руки фархорского клана. Но эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Между тем, долгое молчание властей по самому громкому делу последних лет льет масло в огонь слухов вокруг этого дела о “захвате власти” и становится причиной появления новых толкований и новых версий о том, кто или что может стоять за “Усмонзодой и другими”?

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button