23 июля 2024 года на внеочередном съезда Социалистической партии Таджикистана, состоявшем в зале заседаний Таджикского института языков в г. Душанбе и продолжившимся всего 35 минут, Абдухалим Гаффоров покинул руководство СПТ после 20 лет и неизвестный до сих пор в политических кругах некий Гулом Халимзода был избран новым лидером социалистов.
Вопрос смены лидера партии на съезде поднял первый замглавы СПТ Маъруфджон Юсупов. Напомнив, что нынешнему лидеру партии уже 73 и он в последнее время жалуется на здоровье, Юсупов сообщил делегатам, что якобы сам Гаффоров “попросил Центральный комитет СПТ освободить его по этим причинам и избрать вместно него более молодого честного патриота”.
Правда, всего за три дня до съезда Абдухалим Гаффоров заверял всех, что намерен вновь выдвинуть свою кандидатуру на пост лидера социалистов.
В итоге, на пост нового лидера СПТ были предложены три кандидатуры. Двое из них сняли свои кандидатуры и Гулом Халимзода был избран новым лидером социалистов.
О новом лидере СПТ Гуломе Халимзода ничего неизвестно, кроме того, что он был лидеров Согдийской областной ячейки этой партии. Он после избрания заверил всех, что будет стараться, чтобы партия “достигла новых вершин”.
На съезде Маъруфджон Юсупов был переизбран первым заместителем, а Саодат Ашурова и Муртазо Ахмедов заместителями председателя СПТ.
СПТ, которую в честь ее учредителя называют также “партией Кенджаева”, была создана в 1996 году Сафарали Кенджаевым, бывшим главой Верховного совета Таджикистана. После убийства Кенджаева в результате покушения в марте 1999 года, лидером СПТ стал его родственник астрофизик Мирхусейн Нарзиев. В 2004 году в результате внутрипартийного переворота Нарзиева сместили и лидером партии был избран Абдухалим Гаффоров, который за 20 лет смог четырежды избраться в парламент от СПТ, а также выдвинуть свою кандидатуру в президенты на выборах 2006, 2013 и 2020 г.г. Из его предвыборных обещаний запомнилось в том числе обещание построить метро в столице Таджикистана.
В последнее время в Таджикистане происходит «омоложение» руководства политических партий. Так, в мае 2024 года новым лидером Демократической партии Таджикистана вместо 63-летнего депутата парламента Сайджафара Усмонзоды был избран 34-летний журналист и издатель Зохир Аброр. А 20 июля 48-летний Гиёсиддин Ашурзода сменил 64-летнего Рустама Рахматзода на посту лидера Партии экономических реформ Таджикистана. Согласно полученной информации, такой же процесс «омоложения» лидера партии намечается и в Аграрной партии Таджикистана, руководство которой сейчас находится в руках депутата парламента Рустама Латифзода.
Некоторые наблюдатели связывают такое «омоложение» с возможной передачей власти от нынешнего президента Эмомали Рахмона его старшему сыну 36-летнему Рустаму Эмомали. Они считают, что власти не хотят, чтобы на возможных досрочных выборах против Рустама Эмомали выдвигались престарелые лидеры других политических партий.
Критики считают большинство официально зарегистрированных в Таджикистане политических партий «партиями-спутниками» правящей НДПТ и утверждают, что они играют лишь роль «массовки» в проводимых в республике политических кампаниях и мероприятиях, наподобие парламентских и президентских выборов. Наблюдатели считают получаемые на выборах этими партиями процент поддержки «нарисованными» и утверждают, что власти могут по своим соображениям «подарить» той или иной партии определенное количество голосов и депутатских кресел, или вовсе не подарить, как это случилось одно время с Компартией, которая вернулась в парламент лишь после смены своего лидера, как того требовали власти.