АфганистанВ регионе и миреВидеоПолитика

ТАДЖИКИСТАН ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ УЧАСТИЯ ТАЛИБОВ В РАБОТЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Россия и большинство участников Совета министров иностранных дел стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) выступили за возобновление работы группы ШОС-Афганистан, но Таджикистан не согласен с этим, – сообщил 11 июня 2024 года в интервью РИА Новости директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. Бывший спецпредставитель президента России по Афганистану добавил, что однако Россия все же надеется на смягчение позиции Душанбе в данном отношении

“Вопрос (возобновления работы группы ШОС-Афганистан – ред.) обсуждался недавно на Совете министров иностранных дел стран-членов ШОС. Россия и большинство участников этого мероприятия выступали за возобновление работы этой контактной группы. Определенные сомнения на этот счет остаются у наших таджикистанских партнеров, но мы надеемся, что в ближайшем будущем они тоже смягчат свою позицию”, – сказал Кабулов, которого считают одним из главных лоббистов политики признания нового режима талибов в Афганистане и сотрудничества с ними.

До прихода талибов к власти в Афганистане в 2021 году, эта страна на правах наблюдателя полноценно участвовал в работе ШОС, в том числе прежние лидеры Афганистана присутствовали на саммитах этой организации.  Но после захвата власти в Афганистане талибами участие этой страны в работе ШОС было фактически прекращено. Правда, без принятия каких-либо отдельных решений по этому вопросу.

Представители талибов уже второй год пытаются попасть на заседания ШОС как официальные представители Афганистана, страны, имеющей в этой региональной организации официальный статус наблюдателя.

Попытки возобновить работу группы ШОС-Афганистан и таким образом, открыть путь для их участия в работе ШОС происходят на фоне определенных шагов, предпринятых некоторыми наиболее влиятельными членами ШОС, для фактического признания установленного этой радикальной группировкой нового режима в Афганистана.

Так, Китай уже давно возобновило деятельность своего посольства в Кабуле, отправляла туда высокопоставленные делегации и принимала в Пекине представителей талибов.

В конце мая пришло сообщение, что МИД и Минюст РФ доложили президенту России Владимиру Путину, что радикальное движение “Талибан” можно исключать из списка запрещенных организаций.  Сам Путин потом на своей пресс-конференции заявил, что нужно учитывать реальность и как-то выстраивать отношения с движением Талибан, так как на сегодняшний день именно эта группировка является властью в Афганистане.

“В Афганистане есть проблемы, они безусловны, о них всем хорошо известно. Вопрос, как выстраивать отношения с действующий властью – это другой вопрос. Но выстраивать как-то надо. Это же люди (талибы – ИФ), которые контролируют страну, контролируют территорию страны, они являются властью сегодня в Афганистане. Надо исходить из реалий, и соответствующим образом выстраивать отношения”, – сказал Путин.

А 3 июня 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Казахстан уже вывел “Талибан” из списка террористических организаций, чтобы получить возможность развивать экономическое взаимодействие с подконтрольным талибам правительством Афганистана.

“Казахстан вывел режим талибов из террористического списка, исходя при этом из соображения важности развития торгово-экономического сотрудничества с современным Афганистаном и понимания того, что данный режим является долгосрочным фактором”, – заявил Токаев.

В этой ситуации, Таджикистан практически остается одной из немногих стран, взявших курс на отказ от признания режима талибов и сотрудничества с ними, пока новые правители Афганистана, как заявлял президент Таджикистана Эмомали Рахмон, не создадут инклюзивное правительство с достойным представительством в нем всех этнических групп, особенно таджиков Афганистана, которые, по подсчетам Эмомали Рахмона, составляют 46% населения соседней страны.

Душанбе также приютил многих сбежавших из Афганистана высокопоставленных членов бывшего правительства Афганистана, а также лидеоров Фронта национального сопротивления Афганистана, силы которого ведут вооруженную борьбу с новым режимом талибов.

Нужно отметить, что Таджикистана на правах страны-учредителя ШОС может воспрепятствовать возобновлению работы группы ШОС-Афганистан. Напомним, в свое время, жесткое позиция Душанбе не несколько лет не позволила Ирану стать полноценным членом ШОС. Тегеран получил такую возможность лишь после того, как решил свои проблемы с Душанбе.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button