ВидеоПолитикаПрава человека

КЗЖ ПРИЗВАЛ ВЛАСТИ ТАДЖИКИСТАНА ПРЕКРАТИТЬ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ АЗДА ТВ

Власти Таджикистана должны прекратить преследование членов семей журналистов действующей в Европе независимой телекомпании Azda TV и позволить находящимся в изгнании таджикским журналистам работать, не опасаясь репрессий, заявил в пятницу, 24 мая 2024 года базируюящаяся в Нью-Йорке международная организация Комитет по защите журналистов (КЗЖ).

С конца прошлого года правоохранительные органы Таджикистана неоднократно вызывали, допрашивали и угрожали родственникам пяти журналистов Azda TV в связи с их работой, сообщил  директор и главный редактор Azda TV Мухаммаджон Кабиров, который разговаривал с КЗЖ по телефону. Кабиров сказал, что преследование членов семей журналистов продолжается уже несколько лет, но в последние месяцы усилилось.

Кроме того, четверо из пяти журналистов телеканала “Азда” фигурируют наряду по меньшей мере с десятком таджикских журналистов, находящихся в изгнании, в списке разыскиваемых Министерством внутренних дел России, опубликованном российскими СМИ ранее в этом году. Мухаммаджон Кабиров заявил, что “нет никаких сомнений” в том, что российские власти поместили их туда по запросу властей Таджикистана.

КЗЖ отмечает, что международные правозащитные организации регулярно называют Таджикистан одним из самых активных в мире исполнителей транснациональных репрессий – подавления инакомыслия за рубежом с помощью тактики, включающей убийства, выдачу и запугивание семьи. КЗЖ неоднократно документировал, как таджикские власти преследуют родственников высланных журналистов в отместку за их работу.

“Таджикистан продолжает поддерживать свою мрачную репутацию одного из самых жестоких в мире исполнителей транснациональных репрессий. Вынудив десятки журналистов отправиться в изгнание, власти продолжают преследовать их, нападая на их родственников. Ни один журналист не должен испытывать мучений от осознания того, что он подвергает риску своих близких”, – заявила Гульноза Саид, координатор программы КЗЖ по Европе и Центральной Азии в Нью-Йорке. – “Власти Таджикистана должны прекратить эту ужасающую практику транснациональных наказаний. Журналисты, находящиеся в изгнании, играют решающую роль в распространении независимых новостей и противодействии российской пропаганде в Таджикистане, и западные правительства и журналистские организации должны поддержать их”.

Телеканал Azda TV был создан в 2019 году и публикуется в основном на YouTube, где у него почти 180 000 подписчиков на таджикских и русскоязычных каналах. По словам Мухаммаджон Кабирова, веб-сайт телеканала заблокирован в Таджикистане.

Мухаммаджон Кабиров сообщил КЗЖ, что за последние месяцы таджикская полиция и прокуратура вызывали его отца, тестя и тещу “десятки раз”, оказывая на них давление, чтобы они убедили Кабирова прекратить свою работу и вернуться с женой в Таджикистан. По его словам, 72-летний тесть Кабирова скончался от сердечного приступа на следующий день после одного из таких повторяющихся допросов, но добавил, что у него недостаточно информации, чтобы сказать, было ли это связано с преследованием властей.

Таджикские правоохранительные органы аналогичным образом преследовали родственников ведущих телеканала Azda Фируза Хаита и Шухрата Рахматулло, а также журналистов Амрулло Низомова и Махмадшарифа Магзумзоды, вызывая их по два–три раза в месяц по поводу работы журналистов. Низомов рассказал КЗЖ, что в сентябре прошлого года органы задержали двух его братьев на неделю, избили их и с тех пор продолжают вызывать, что, по его мнению, связано с его работой в Azda и критическими публикациями в социальных сетях.

Таджикские власти официально не объявляли о запрете Azda TV как “экстремистского”, как они это делали в случае с другими СМИ, находящимися в изгнании, но в 2022 году они оправдали тюремный срок в семь с половиной лет, вынесенный журналисту Абдулло Гурбати, частично его подпиской на YouTube-канал Azda TV, заявив, что издание было связано с “экстремистскими и террористическими” оппозиционными группировками.

Несколько сотрудников телеканала Azda TV бежали из Таджикистана вместе с десятками журналистов в 2015-2017 годах на фоне репрессий, последовавших за запретом главной оппозиционной партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).

Кабиров и несколько его коллег тесно связаны с видными лидерами ПИВТ, находящимися в изгнании или в тюрьме, в то время как Кабиров также является известным правозащитником. Члены его семьи и родственники его коллег ранее подвергались преследованиям по этим причинам, но журналисты сообщили КЗЖ, что они уверены, что недавнее давление связано с их журналистской работой.

По словам Кабирова, преследование членов семей журналистов достигло своего пика в связи с освещением газетой Azda визитов президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Европу в сентябре 2023 года и апреле 2024 года, что сопровождалось более широкой волной давления на родственников таджикских активистов, проживающих в Европе, но за последние два года преследование усилилось, поскольку материалы Azda стали более аналитическими, а альтернативные критические голоса все чаще замалчивались.

Ранее КЗЖ задокументировал, как таджикские власти преследовали родственников эмигрировавших журналистов Хумайры Бахтияр, Мирзо Салимпура и Аноры Саркоровой. В прошлом году Шавкатджон Шарипов, руководитель отдела вещания новостного агентства Payom в изгнании, утверждал, что таджикские власти экстрадировали его брата из России по надуманным обвинениям в экстремизме, как он выразился, в отместку за работу Шарипова.

В феврале независимое российское издание “Медиазона” опубликовало полную базу данных Министерства внутренних дел России о лицах, находящихся в розыске. КЗЖ в этом списке обнаружил имена десятка таджикских журналистов: Кабиров, Rahmatullo, Низомов, и Maгзумзода от Azda ТВ, журналисты Шавкатджон Шарипов, Абдуманон Шералиев, Тахмина Бобохонова и Сойма Саидова из Паём; Mухаммадикбол Садриддин (Садурдинов), основатель Isloh ТВ; независимый журналист и активист Темур Варки (Клычев); и этнических памирцев журналистов Анора Саркорова и Рустам Джони (Джониев).

Некоторые журналисты сообщили КЗЖ, что им известно об уголовных делах против них, о других ранее сообщалось в СМИ, в то время как власти Таджикистана подтвердили факт возбуждения уголовного дела против Саркоровой после публикации статьи “Медиазоны”. Кабиров сказал, что он, Низомов и Магзумзода не знали о каком-либо уголовном преследовании против них в Таджикистане, но они не были удивлены, обнаружив себя в розыске. “Правительство Таджикистана использует любые механизмы и возможности для преследования активистов и журналистов”, – сказал Кабиров, добавив, что журналисты Azda “обычно избегают поездок в постсоветские страны” из-за риска экстрадиции в Таджикистан.

КЗЖ обратился по электронной почте в Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру Таджикистана за комментариями, но не получил никаких ответов.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button