НАЧАЛЬНИК ШТАБА ОДКБ: У ЮЖНЫХ ГРАНИЦ ТАДЖИКИСТАНА НАБЛЮДАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БОЕВИКОВ ИГИЛ
Начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Андрей Сердюков 14 февраля 2024 года на брифинге заявил, что Организация договора о коллективной безопасности наблюдает увеличение численности боевиков радикальной группировки “Исламское государство” (ИГ, ИГИЛ) у южных границ Таджикистана.
“В Центрально-Азиатском регионе основная угроза стабильности исходит от международных террористических и экстремистских организаций, таких как “Исламское государство”, Аль-Каида и других. В частности, у южной границы Таджикистана фиксируется увеличение численности афганского филиала “Исламского государства” – “Вилаят-Хорасан” и пакистанского движения Талибан”, – приводит официальное российское агентство ТАСС слова Сердюкова.
62-летний российский генерал Андрей Сердюков, бывший командующий ВДВ армии России, был назначен на пост начальника Объединенного штаба ОДКБ в ноябре 2023 года. Он на этом важном посту в структуре военного блока ,созданного Москвой из числа оставщихся под ее влиянием бывших Советских республик, заменил другого российского генерала Анатолия Сидорова.
Будучи начальником Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров ровно год назад – 14 февраля 2023 года – также выражал тревогу по поводу того, что численность сил “ИГИЛ- Хорасан”, афганского филиала запрещенной во многих странах мира т группировки “Исламское государство” (ИГ, ИГИЛ) возросла до 6,5 тыс. боевиков, из которых, по подсчету генерала Сидорова, до 4 тыс. сосредоточены у границы с Таджикистаном.
“В настоящее время численность афганского филиала “Исламского государства”, это “Вилаят Хорасан”, значительно возросла и составляет около 6,5 тыс. боевиков, из которых до 4 тыс. сосредоточены в южных границах Таджикистана, в провинциях Бадахшан, Кундуз и Тахар”, – заявил год назад тогдашний начальник штаба ОДКБ.
Сидоров считал, что в Центрально-Азиатском регионе главная угроза стабильности исходит именно от закрепившихся на территории Афганистана многочисленных экстремистских группировок. Наибольшую опасность представляют ИГИЛ и “Аль-Каида”, добавил он.
“Кроме того, дестабилизации обстановки в регионе способствует политика талибского руководства по притеснению национальных и религиозных меньшинств, отсутствие единства и рост противоречий внутри движения “Талибан”, деградация экономической ситуации и обострение гуманитарных проблем”, – указал он.
В последнее время риторика Москвы и подконтрольных Кремлю региональных организаций, в том числе ОДКБ, по отношению к группировке Талибан, захватившей власть в Афганистане в августе 2021 года, сильно изменилось. Посол РФ в Таджикистане Семен Григорьев в прошлом году заявил, что талибы не выполнили взятые на себя обязательства, в том числе по созданию инклюзивного правительства, пресечении деятельности террористических групп и контрабанду наркотиков на территории Афганистана, соблюдении прав и свобод граждан, в том числе женщин.
А Замир Кабулов, спецпредставитель Путина по Афганистану и в прошлом рьяный сторонников нового режима Талибан также на прошлой неделе заявил, что терпение населения Афганистана к режиму талибов может скоро иссякнуть.
Ранее Москва более положительно относился к талибам и даже оказывал им содействие, чтобы присланные талибами дипломаты взяли под свой контроль посольство Афганистана в Москве.
ОДКБ – созданный Москвой региональный военный блок – включает Россию, Беларусь, Армению, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. ОДКБ с 2011 года обещает выделить средства на укрепление защиты таджикско-афганской границы, которая является южными рубежами и ОДКБ. Но эта программа до сих пор остается на стадии обсуждения, а после того, как Россия, самый крупный финансовый источник деятельности ОДКБ, сильно застряла в болоте войны против Украины, вряд ли можно надеяться на помощь от этой организации для укрепления защиты таджикско-афганской границы.