ПЯТЬ УРОЖЕНЦЕВ ТАДЖИКИСТАНА И ОДНОГО ДАГЕСТАНЦА ОСУДИЛИ НА СРОК ОТ 16 ДО 22 ЛЕТ ЗА “ПОДГОТОВКУ ВЗРЫВА ПРИЕМНОЙ ФСБ НА ЛУБЯНКЕ”
В Москве второй Западный окружной военный суд в четверг, 14 декабря 2023 года, признал пятерых уроженцев Таджикистана и одного уроженца российской республики Дагестан в подготовке к теракту. Суд сочел доказанным то, что подсудимые по приказу запрещенной в РФ международной террористической организации “Исламское государство” (ИГ, ИГИЛ) планировали взорвать 1 мая 2022 года здание общественной приемной ФСБ на Лубянской площади в центре Москвы, а затем расстрелять и закидать гранатами прохожих и близлежащие дома.
Уроженцу Дагестана Гаджимураду Гасаналиеву назначено 19 лет лишения свободы. В зависимости от роли и участия в преступлении пятеро граждан Таджикистана получили от 16 до 22 лет колонии строго режима:
- Манучехр Буриев – 22 лет лишения свободы
- его двоюродный брат Раджабали Буриев – 16 лет
- Самандар Тошмуродов – 20 лет
- Абдумалик Самиев – 17 лет
- 23-летний Абдукодира Тоиров, которого считают несостоявшимся «шахидом» – 17 лет
Согласно приговору, первые 4-6 лет все фигуранты будут отбывать сроки в тюрьме.
По информации защиты, в суде четверо фигурантов отказались от признательных показаний, которые они дали ранее во время предварительного следствия. Двое признали вину частично. Седьмой участник группы гражданин Таджикистана Мероб Хаитов, который ранее был осужден на 12 лет, полностью признал вину и дал изобличающие показания на других.
В начале этой недели гособвинитель требовал у суда приговорить Манучехра Буриева к 25 годам и штрафу в 900 тыс. рублей, Тошмуродова к 24 годам и штрафу в 900 тыс. рублей, Гасаналиева к 20 годам и штрафу в 500 тыс. рублей, Тоирова и Самиева к 18 годам и штрафу в 500 тыс., а младшего Буриева к 16 годам с штрафом в 500 тыс.
Представитель прокуратуры подчеркнула, что столь суровые наказания обусловлены тем, что подсудимые действовали исходя из своих твердых идеологических убеждений, а не заблуждаясь.
В разработку сотрудников ФСБ официально не трудоустроенные жители Таджикистана и Дагестана, подрабатывавшие в Москве оказанием курьерских услуг, попали в 2022 году.
В то время, по материалам дела, фигуранты собирались на съемных квартирах, где обсуждали идеи ИГИЛ. В апреле 2022 года, когда же молодые люди (фигурантам от 19 до 25 лет), по данным чекистов, приступили к планированию теракта, их задержали.
По данным следствия, группировка планировала совершение террористического акта на 1 мая этого года. Целью злоумышленников должна была стать общественная приемная ФСБ, где они собирались взорвать самодельное взрывное устройство (СВУ), а затем на улице открыть огонь по прохожим из автоматов Калашникова и забросать людей гранатами.
Своим терактом, как утверждает ФСБ, они хотели оказать давление на российские власти, чтобы те вывели войска из Сирии.
Подробно о планах группировки на допросах рассказал шестой фигурант дела — 23-летний Мероб Хаитов, согласившийся на сотрудничество со следствием. Как следовало из его слов, он, присягнув в Москве террористическому «Исламскому государству», подготовил конспиративные квартиры для встреч членов ячейки, вел наблюдение за приемной ФСБ, изучал время ее работы, разрабатывал пути возможного отхода с места преступления, а также принимал участие в изготовлении взрывчатки. Несмотря на сотрудничество, 12 октября 2-й Западный окружной военный суд приговорил его к 12 годам лишения свободы. По словам адвоката, Хаитов согласился со своим приговором и обжаловал только размер штрафа — 500 тыс. руб., который он не в состоянии выплатить.
Защита настаивало на том, что уголовное дело в отношении их доверителей политизировано, а сами преступления якобы были спровоцированы сотрудниками российских спецслужб.
Правозащитники считают большинство дел о терроризме против мигрантов сфабрикованными и сшитыми белыми нитками. Они утверждают, что сотрудники российских органов безопасности злоупотребляют бесправными мигрантами, чтобы за их счет преувеличить свои результаты по борьбе с терроризмом и экстремизмом.