В регионе и миреВидеоКоррупция

РУСТАМ МАДУМАРОВ, БЫВШИЙ МУЖ ГУЛЬНАРЫ КАРИМОВОЙ АРЕСТОВАН В ГОНКОНГЕ

Провалившаяся операция СГБ – «гонца», отправленного за деньгами Гульнары, арестовали в Гонконге


Согласно информации, поступившей в редакцию «Озодлика» от четырех независимых друг от друга источников, месяц назад бывший гражданский муж Гульнары Каримовой Рустам Мадумаров снова был арестован.

Только на сей раз не в Ташкенте, а за пять тысяч километров от узбекской столицы – в Гонконге.

46-летний Рустам Мадумаров, который в 2000-х годах был солистом группы «Дадо», является давним партнером и бывшим гражданским мужем Гульнары Каримовой, старшей дочери покойного президента Узбекистана Ислама Каримова.

Он также является важной фигурой в продолжающемся международном расследовании против Гульнары Каримовой.

Рустам Мадумаров, согласно официальной информации Генеральной прокуратуры Узбекистана, был арестован в феврале 2014 года.

Рустам Мадумаров.

Генпрокуратура объявила Мадумарова главой «организованной преступной группы», членом которой была Гульнара Каримова. 24 мая 2014 года на закрытом заседании Военного суда Мадумаров был приговорен к «длительному» тюремному заключению.

Однако сколько лет ему было назначено узбекским судом – неизвестно. Официальной информации об окончании срока отбывания наказания Мадумарова нет.

Последняя официальная информация о Мадумарове приведена на сайте прокуратуры Великобритании. По данным британской прокуратуры, в декабре 2020 года Рустам Мадумаров все еще отбывал тюремное наказание в Узбекистане.

Источники «Озодлика» в правоохранительных органах Узбекистана сообщают, что Рустам Мадумаров уже отбыл назначенный ему срок наказания и в начале этого года вышел из тюрьмы.

Пресс-служба Верховного суда Узбекистана отказалась отвечать на вопрос журналиста «Озодлика» о том, сколько лет Рустам Мадумаров сидел в тюрьме и когда он вышел на свободу.

Однако жизнь Рустама Мадумарова на свободе длилась недолго.

Источники, знакомые с подробностями этой истории, сообщили «Озодлику», что Рустам Мадумаров был арестован в Гонконге в первый день октября этого года.

Мадумаров, недавно вышедший из узбекской тюрьмы, отправился в Гонконг не по своей воле, а по приказу высокопоставленных руководителей Службы государственной безопасности Узбекистана.

Ему поручили перевести на частные счета деньги с банковских счетов, связанных с Гульнарой Каримовой. Мадумаров отправился в Гонконг в сопровождении двух офицеров СГБ через территорию Китая. Однако при въезде в Гонконг, который считается специальным административным районом в составе КНР, его задержали.

– Его задержали в аэропорту. Как только Рустама задержали, двое находившихся рядом с ним сотрудников СГБ сделали вид, что не знают его и ушли. Мадумаров обвиняется в отмывании денег в Гонконге. Сначала пытались добиться его освобождения под залог. Но гонконгская сторона не согласилась на это. Он уже месяц сидит там в тюрьме, – говорит источник «Озодлика», знакомый с подробностями ареста Рустама Мадумарова.

Почему узбекские чекисты повезли Мадумарова именно в Гонконг?

В июле 2017 года Генеральная прокуратура Узбекистана сообщила, что на территории 12 зарубежных стран предварительно установлены «легализованные активы» организованной преступной группы под руководством Мадумарова сумму почти 1,5 млрд долларов.

В списке активов значились 67 миллионов долларов в гонконгском банке и пентхаус в небоскребе The Arch, стоимость которого на тот момент составляла 15 миллионов долларов.

Документы, имеющиеся в распоряжении «Озодлика», свидетельствуют о том, что Рустам Мадумаров и Гульнара Каримова владеют несколькими счетами, открытыми в гонконгском филиале Standard Chartered Bank. На этих счетах хранились сотни миллионов долларов Мадумарова и Каримовой.

Прошло 11 лет с тех пор, как Гульнара Каримова оказалась основным фигурантом в ряде международных уголовных дел. До сегодняшнего дня на счетах в швейцарских банках были заморожены активы Каримовой на сумму около одного миллиарда долларов. Однако официальной информации о заморозке средств Каримовой и Мадумарова в банках Гонконга нет.

Помимо этого, нет никакой официальной информации о том, что правительство Узбекистана обращалось с официальной просьбой заморозить и вернуть обратно в страну деньги Каримовой, которые хранились на счетах в банках Гонконга.

Летом прошлого года канадское издание The Globe and Mail сообщало о том, что пентхаус Каримовой в The Arch был продан за 68,4 млн долларов. Из этого следует, что эта недвижимость не была заморожена.

«Разбойник ограбил вора»?

Даже если официальный Ташкент обратиться с просьбой к властям Гонконга заморозить деньги и другие активы Гульнары Каримовой в этой стране и вернуть их Узбекистану, этот процесс растянется на годы, как это было в случае с активами Каримовой в Швейцарии.

Именно поэтому, по утверждению источников «Озодлика», некие влиятельные лица в СГБ Узбекистана при посредничестве Рустама Мадумарова организовали операцию по присвоению денег Каримовой и переводу их на частные счета лиц, находящихся сегодня во власти.

Директор лондонского аналитического центра Central Asia Due Diligence Алишер Ильхамов активно участвует в дискуссиях о том, каким образом и кому должны быть возвращены замороженные деньги Гульнары Каримовой. Ильхамов отмечает, что арест Рустама Мадумарова разоблачил план некоторых ташкентских чиновников, которые хотели вернуть деньги из Гонконга в свои частные карманы, а не в госбюджет.

– Между государствами существует механизм, предусматривающий взаимную помощь в правовых вопросах. Этот механизм позволяет вернуть в страну государственные средства, которые предположительно были украдены из этой страны. В этом случае деньги или активы возвращаются в государственный бюджет. Похоже, что лица, организовавшие поездку Мадумарова в Гонконг, не собирались возвращать деньги в госбюджет и использовать их на общественные нужды или социальные проекты. Они просто хотели набить себе карманы. Очень сложно сделать иной вывод из произошедшего. Целью было еще раз украсть уже украденные деньги!, – говорит Алишер Ильхамов.

Источники «Озодлика» утверждают, что операцию по доставке Рустама Мадумарова в Гонконг организовали непосредственно влиятельные представители семьи президента Шавката Мирзияева в СГБ, которые хотели забрать эти деньги себе.

Старший сват президента Шавката Мирзияева генерал-майор Батыр Турсунов является первым заместителем председателя СГБ Узбекистана.

Первый заместитель председателя СГБ генерал Батыр Турсунов является сватом президента Шавката Мирзияева и отцом его старшего зятя Ойбека Турсунова.

В то же время второй зять Мирзияева Отабек Умаров также является чиновником в статусе заместителя председателя СГБ. Считается, что Умаров является фактическим руководителем Службы безопасности президента в составе СГБ.

Как ранее показало журналистское расследование «Озодлика», представители Первой семьи занимают высокие посты во всех силовых структурах страны.

Второй зять президента Узбекистана Отабек Умаров является одним из представителей Семьи, возглавлявших СГБ.

Источники «Озодлика» независимо друг от друга упомянули имя полковника Алижона Ашурова как человека, непосредственно связанного с операцией по хищению денег Гульнары Каримовой при посредничестве Мадумарова.

По данным источников, Ашуров, который в качестве бывшего начальника Ферганского областного управления СГБ вошел в доверие ферганских представителей Первой семьи, в настоящее время является начальником Управления собственной безопасности СГБ Узбекистана.

Сообщается, что все управления внутренней безопасности в государственных системах Узбекистана подчиняются Алижону Ашурову.

Двух офицеров СГБ, сопровождавших Рустама Мадумарова в Гонконг, по словам хорошо осведомленного о подробностях этой истории чиновника, зовут Музаффар и Айбек. Они являются сотрудниками Департамента внутренней безопасности, которым руководит Алижон Ашуров.

В связи с неразглашением информации о назначениях во внутренней структуре СГБ, организационной структуре и руководителях данного ведомства, «Озодлик» не может официально подтвердить должность и нынешнее воинское звание Алижона Ашурова, а также имена и фамилии сотрудников этого департамента.

Бывший начальник Ферганского областного управления СГБ, полковник Алижон Ашуров (второй слева).
Бывший начальник Ферганского областного управления СГБ, полковник Алижон Ашуров (второй слева).

Как сообщили «Озодлику» на условиях анонимности чиновники, близкие к правительству Узбекистана, арест Рустама Мадумарова в Гонконге, когда его отправили в эту страну для проведения такой «незаконной спецоперации», вызвал большое замешательство в Ташкенте.

– Это большой позор для правительства Узбекистана. Сначала они растерялись, не зная, что делать. В начале этой недели МИД Узбекистана направил ноту протеста в администрацию Гонконга в связи с арестом Мадумарова. Через консульство ему был назначен адвокат. Что за шутка судьбы, в 2014 году Генпрокуратура Узбекистана обвинила Мадумарова в том, что он является главой ОПГ, членом которой была Гульнара Каримова, и главным отмывателем денег, а сейчас главный надзорный орган собирает папку, чтобы доказать, что Мадумаров не имеет никакого отношения к международному отмыванию денег. Сейчас они сильно стараются, чтобы вернуть Мадумарова в Узбекистан, – говорит источник.

На данный момент «Озодлику» неизвестно, по запросу какой страны был задержан в Гонконге Рустам Мадумаров и существует ли возможность его экстрадиции в третью страну.

В ответ на письменный запрос о подробностях данного инцидента нашей редакции в полиции Гонконга заявили, что «информация по индивидуальным случаям не подлежит разглашению».

В пресс-службе Магистратского суда Гонконга вопрос «Озодлика» относительно дела Рустама Мадумарова оставили «без комментариев».

Между тем источники «Озодлика» сообщили, что в Гонконге Рустаму Мадумарову предъявили обвинение в отмывании денег. Если это обвинение подтвердится в суде, то ему грозит тюремное заключение на срок до 14 лет.

«Доверенное лицо» Гульнары Каримовой

Рустам Мадумаров, как подтверждают имеющиеся в распоряжении «Озодлика» документы, является человеком, который в 2000-х годах сыграл очень важную роль как в личной жизни Гульнары Каримовой, так и в ее бизнес-империи.

В документе, подписанном самой Гульнарой Каримовой, указано, что она с 2002 года проживала с Мадумаровым. Мадумаров настолько завоевал доверие дочери президента, что она завещала именно ему полномочия заботиться о ее сыне Исламе и дочери Иман на случай, если она умрет, не дожив до их совершеннолетия.

Рустам Мадумаров также был номинальным владельцем важных офшорных компаний Каримовой, открытых в ряде стран мира после 2002 года.

В частности, на имя Рустама Мадумарова были зарегистрированы такие офшорные компании, как Expoline Limited в Гонконге, и Swissdorn Limited на Гибралтаре. Именно через эти компании Гульнара Каримова приобрела многомиллионные дома во Франции и Гонконге. Кроме того, Рустам Мадумаров имел право распоряжаться сотнями миллионов долларов на банковских счетов этих компаний.

Также имеются правовые основания называть Рустама Мадумарова бывшим мужем Гульнары Каримовой. Каримова официально вышла замуж за Рустама Мадумарова 2 ноября 2008 года. Однако этот брак был заключен не для создания семьи. Согласно брачному договору, подписанному Каримовой и Мадумаровым 27 августа 2008 года, брак между ними был заключен с целью реализации неких финансовых схем, основанных на «рекомендациях группы адвокатов».

Ровно через месяц после регистрации брака Каримова развелась с Мадумаровым, а 5 декабря было оформлено свидетельство о разводе.

Суть брачного договора и большинство его статей показывают, что Каримова по этой схеме смогла легально вернуть себе имущество и денежные средства компаний, находившихся на имени Рустама Мадумарова.

В брачном договоре, в частности, Мадумаров обязуется «безвозмездно» перевести на счет Каримовой 50 процентов (или 215 миллионов долларов) от той суммы денег, которые находятся на счетах компаний, открытых на его имя, а также 98 миллионов 125 тысяч долларов.

Также, чтобы обеспечить нормальную жизнь Каримовой и ее детям, Мадумаров обязуется переводить на счет Каримовой по 1 200 000 долларов каждый месяц в течение 8 месяцев после развода.

Документы свидетельствуют о том, что Гульнара Каримова при помощи схемы развода «законно» перевела со счетов компаний Мадумарова на свой счет не менее 322 725 000 долларов.

Где находится сама Гульнара?

Последнюю официальную информацию о местонахождении и состоянии Гульнары Каримовой обнародовала Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман) Феруза Эшматова. 8 октября 2021 года она сообщила журналистам, что встретилась с Гульнарой Каримовой в женской колонии общего порядка № 21 в Зангиате, и что с ней «все в порядке».

Представитель швейцарских адвокатов Каримовой также сообщал, что последний раз встречался со своим клиентом в узбекской тюрьме 7-8 сентября 2021 года.

С тех пор в течение последних двух лет дочь Гульнары Каримовой Иман и ее сын Ислам прекратили регулярно публиковать заявления с требованием об освобождении их матери и ухудшении состояния ее здоровья.

Вместо этого лишь 8 июля – в день рождения Каримовой – был опубликован короткий пост о том, что она все еще находится в «неволе», и что ее родственники не могут ее увидеть.

В последние месяцы проживающая в Лондоне Иман Каримова на своей странице в социальной сети публикует фотографии, на которых видно, что она часто ездит в Узбекистан и встречается со своей бабушкой Татьяной Каримовой. На этих фотографиях Иман Каримова предстает в гламурном образе, как и в прошлом ее мать Гульнара Каримова.

По утверждению источников «Озодлика», причина, по которой Иман Каримова стала чаще посещать Узбекистан, является очень личной тайной – ее мать Гульнара Каримова в этом году была помещена под домашний арест.

– После того, как Татьяна Акбаровна неоднократно просила Мирзияева освободить Гульнару, пока она еще жива, Гульнару поместили под домашний арест. Естественно, были приняты меры безопасности, чтобы Гульнара снова не выступала в соцсетях. Деньги, которые Мадумаров должен был перевести с банковских счетов в Гонконге, на самом деле были так называемой платой за помещение Гульнары под домашний арест, – сказал один из источников.

«Озодлик» не имеет возможности получить официальное подтверждение или опровержение этой информации.

Направить запрос в Службу государственной безопасности Узбекистана невозможно. СГБ – закрытое ведомство, которое не имеет своей электронной почты или телефонов пресс-службы.

Пресс-служба Генпрокуратуры оставила без ответов вопросы нашего журналиста об аресте Рустама Мадумарова в Гонконге и помещении Гульнары Каримовой под арест.

В пресс-службе Верховного суда и МВД Узбекистана тоже не захотели отвечать на вопросы «Озодлика» о том, когда Рустам Мадумаров был освобожден и существовало ли ограничение или запрет на его выезд за границу.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button