ЗА ПОДПИСАННЫЙ С ТАДЖИКИСТАНОМ ПРОТОКОЛ? В БИШКЕК ЗАДЕРЖАН ПОЛИТИК МАДУМАРОВ
Утром 2 сентября во время прогулки в Бишкек был задержан Адахан Мадумаров – лидер парламентской фракции «Бутун Кыргызстан», депутата Жогорку Кенеша – парламента Кыргызстана и один из жестких критиков нынешнего правящего тандема президента КР Садыра Жапарова и главы ГКНБ КР Камчыбека Ташиев Адахан Мадумарова.
Согласно сообщениям кыргызских СМИ, на момент задержания Мадумаров был на прогулке вместе с своим сыном. Задержание провели бойцы отряда специального назначения (спецназ) МВД Кыргызстана и сейчас политик находится в Главном следственном управлении МВД КР.
Это ведомство еще не комментировало причину задержания Мадумарова.
Но ранее, 22 июня 2023 года Жогорку Кенеш уже дал согласие на привлечение Адахана Мадумарова к уголовной ответственности по делу о превышении власти при подписании протокола, касающегося участка Торт-Кочо на кыргызско-таджикской границе в бытность его секретарем Совбеза в 2009 году. Нынешние власти Кыргызстана считают, что Мадумаров при подписание протокола пренебрег интересами своей страны. Сперва запрос о лишении Мадумарова депутатской неприкосновенности был отправлен в парламент по обвинению в государственной измене, но позже обвинение было переквалифицировано в «превышение власти».
Торт-Кочо расположен на линии границы села Ходжаи Аъло под г. Исфара с Баткенским районом. Через него проходят дороги в Лейлекский район Кыргызстана и таджикский джамаат Ворух.
Сам Мадумаров опровергает обвинение в государственной измене и даже в превышении власти при подписании протокола с Таджикистаном. Он считает, что на тот момент на переговорах, проходивших после очередного вооруженного конфликта и эскалации ситуации на границе с Таджикистаном самое главное было успокоить конфликтующие стороны, что он и сделал.
«На тот момент это было верным рещением. На сегодняшний день, именно потому, что был подписан данный протокол, все машины, выезжающие из Сулюкты, беспрепятственно попадают в Кыргызстан, в Бишкек», – заявлял Мадумаров.
Но Садыр Жапаров и его главный соратник Камчыбек Ташиев несколько раз обвиняли Мадумарова в пренебрежении национальными интересами и сетовали на то, что во время последующих переговоров таджикская сторона всегда ссылается на протокол, подписанный Мадумаровым.
Так Жапаров в октябре 2022 года на своей пресс-конференции заявил, что 3 марта 2009 года Адахан Мадумаров на посту секретаря Совета безопасности подписал протокол, исходя из которого Душанбе претендует на спорный участок Торт-Кочо.
«Я говорю, нет, это наша земля, по которой мы уже сто лет проезжаем в Лейлек. Они же предъявляют этот документ. Согласно документу, Мадумаров признает 275 метров за Таджикистаном, но просит этот участок обратно в аренду сроком на 49 лет. Они говорят, что 12 лет уже прошло, через 37 лет либо мы закроем, либо путем переговоров снова продлим аренду. Я сказал, что у Мадумарова не было полномочий подписывать протокол, и он не имеет никакой юридической силы. Для решения вопросов границ сначала работают межправительственные комиссии, а потом соглашение поступает президенту, далее оно направляется на ратификацию в Жогорку Кенеш. Никакая другая структура не имеет права подписывать документ. Я говорю, что на этом участке не может быть споров. Я могу поставить точку в этом вопросе, но тогда через 37 лет Лейлек превратится в анклав», – заявил Жапаров.
Напомним, по прошествии почти 30 лет с распада Советского Союза более 300 км из 970 км прямой границы между Таджикистаном и Кыргызстаном до сих пор остается неопределенным. На спорных участках границы, в основном на границе Согдийской и Баткенской областей, постоянно происходят конфликты из-за земли, воды, пастбищ и дорог. Иногда эти конфликты перерастают в перестрелки между двумя сторонами.
В 2021-2022 годах в ходе вооруженных конфликтов на таджикско-кыргызской границе погибли по крайней мере 240 человек и примерно 750 человек с обоих сторон были ранены.
Самым кровавым стал конфликт, произошедший 16-18 сентября 2022 года. Кыргызстан сообщил о 36 погибших с кыргызской стороны, таджикские СМИ опубликовали имена более 80 погибших с таджикской стороны в ходе боестолкновений, которые считаются самыми кровавыми в истории всех пограничных конфликтов в современной Центральной Азии.