Прокурор Яванского района Махмуд Шарифзода, освобождённы от занимаемой должности в начале июня 2023 года за то, что закрывал глаза на дела по незаконному захвату и продаже земли, оказался сыном небезизвестного генерала Иззатулло Шарипова, более известного по кличке «Зорро». Шарипов-старший, уроженец Дангаринского района, долгие годы возглавлял милицию г. Душанбе и Главное управление тюрем Минюста и считался одним из влиятельных членов нынешних правящих кругов. Но он был уволен в конце 2018 года после кровавого бунта заключенных в колонии строгого режима в г. Худжанд.
Между тем, 6 июня, после того как информация об отстранении М.Шарифзода попало в СМИ, Генпрокуратура Таджикистана удалила всю информацию о нем со своего сайта. Еще накануне Махмуд Шарифзода на сайте Генпрокуратуры по-прежнему был представлен как прокурор Яванского района.
7 июня источники Радио Озоди в правоохранительных органах Хатлонской области сообщили, что
Генеральная прокуратура Таджикистана очень серьезно отнеслась к случаям изъятия земель сельскохозяйственного назначения в Яванском районе» и сразу после отстранения Шарифзода рабочая группа из областной прокуратуры приступила к работе и начала проводить дознание по “случаям захвата земли” в Яванском районе.
По словам этих источников, в Яванском районе выявлены десятки фактов «незаконного землепользования», на которые “прокуратура района, как надзорный орган, обязанный реагировать на все нарушения закона, закрывала глаза”.
«В прошлом году в Яванском районе было возбуждено всего 14 дел по захвату земли, однако проверка показала, что около сотни материалов было прикрыто, и прокуратура не приняла никаких мер по данным фактам», – сообщил один из источников.
Сам Шарифзода или его близкие недоступны для комментариев.
Махмуд Шарифзода был назначен прокурором Яванского района в мае 2020 года и был уволен всего через три года. Обычно районные прокуроры назначаются на 5 лет.
Согласно его биографии, опубликованной ранее на сайте Генпрокуратуры, Шарифзода Мамуд Изатулло является советником юстиции 2-го ранга. Он окончил юрфак ТГНУ, а свою трудовую деятельность начал в 2005 году как практиктант и помощник прокурора в прокуратуре района И.Сомони г. Душанбе, где с 2007 по 2011 г.г. работал также следователем.
Шарифзода в 2011 году работал уже следователем Управления особо важных дел Генпрокуратуры, а в 2012 году был назначен заместителем прокурора г. Канибадам. С 2013 года Шарифзода уже зампрокурора, а с 2014 по 2020 г.г. первый зампрокурора г. Вахдат. В мае 2020 года Махмуд Шарифзода был назначен прокурором Яванского района.
Незаконные сделки с землей в Таджикистане называют проблемой №1 и одним из основных источников коррупционных преступлений чиновников различных рангов. Почти каждую неделю поступают сообщения о задержинии чиновников или их посредников за получение взятки в обмен на обещание выделить земельные участки гражданам.
Два года назад мэра Куляба Бахрома Иноятзода посадили на 12 лет в том числе за незаконные сделки с землей. Но судебная практика в Таджикистане показывает, что в большинстве случаев, пойманные с взятками чиновники в итоге освобождаются от уголовной ответственности, выплатив ничтожые символические штрафы. Есть и такие случаи, когда эти чиновники даже возвращаются в свои кресла и продолжают свои коррупционные преступления.
Эксперты уверены, что такие “гуманные” приговоры добиваются путем дачи крупных взяток следователям и судьям. Они убеждены, что таким “гуманизмом” в Таджикистане никогда не побороть коррупцию, так как остальные нечистые на руки чиновники поверят в то, что в случае поимки смогут добиться таких легких наказаний и избежать тюремного срока.