В регионе и миреВидеоПрава человека

HRW: НЕМЕЦКИЕ ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ РАССЛЕДОВАТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕПОРТАЦИИ СЫНА ТАДЖИКСКОГО ОППОЗИЦИОННОГО АКТИВИСТА

Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) 20 марта 2023 года в заявлении, опубликованном на сайте HRW, потребовала у властей Германии, расследовать обстоятельств депортации сына активиста таджикской оппозиции и выяснить, почему позволили выслать Абдуллоха Шамсиддина в страну, где существует явная опасность применения пыток?

 “Депортация таджикского активиста из Германии вызывает обеспокоенность. Депортированный Абдуллохи Шамсиддин арестован по прибытии в Таджикистан, но по прошествии двух месяцев официальное местонахождение неизвестно и ему грозит опасность применения пыток. Германия должна оказать давление на таджикские власти, чтобы они освободили Шамсиддина или разъяснили причину его задержания и предприняли шаги для обеспечения того, чтобы с ним не обращались плохо”, – пишет Хью Уильямсон, директор программ HRW по Европе и Центральной Азии.

HRW уже третья международная правозащитная организация, высказавшая беспопокойство о судьбе Абдуллоха Шамсиддина – сын одного из основателей запрещенной ныне в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Шамсиддина Саидова и зять лидера ПИВТ Мухиддина Кабири (супруга А.Шамсиддина Сумайя Пирова – дочь сестры оппозиционного лидера). Ранее Норвежский Хельсинкский комитет и «Международная амнистия» призвали власти Таджикистана освободить его.

Заявление HRW опубликована два месяца после того, как проживающий в Германии Абдуллох Шамсиддин, сын таджикского оппозиционера был депортирован немецкими властями в Таджикистан. С тех пор как 18 января 2023 года его посадили на самолет и он прибыл в Душанбе, столицу Таджикистана, его точное местонахождение неизвестно, хотя, согласно сообщениям, он находится в одном из столичных СИЗО.

«Существует серьезная и вполне обоснованная обеспокоенность по поводу его благополучия в Таджикистане, стране с ужасной ситуацией в области прав человека, где активисты оппозиции, правозащитники и журналисты заключены в тюрьму по политически мотивированным обвинениям. Пытки в тюрьмах широко распространены», – пишет Хью Уильямсон.

«Возникают вопросы, почему немецкие власти депортировали Шамсиддина, несмотря на международное законодательство, запрещающее “принудительное возвращение”: возвращение человека в страну, где ему или ей угрожает опасность подвергнуться пыткам или другому жестокому или бесчеловечному обращению, юридический запрет также содержится в нескольких договорах, участником которых является Германия», – говорится в продолжении заявления HRW.

По информации правозащитников, 33-летний А.Шамсиддин, который жил в Германии с 2009 года, был активным членом ПИВТ, когда-то главной оппозиционной партии Таджикистана, но запрещенной там в 2015 году. Многие лидеры ПИВТ и члены их семей находятся там в тюрьме, некоторые на длительных сроках тюремного заключения. Отец Шамсиддина, беженец в Германии, является ведущим членом партии.

HRW  сообщает, что А.Шамсиддин трижды безуспешно подавал прошение о предоставлении убежища в Германии.

«Немецкие власти и суды заявили СМИ, что они не верили, что Шамсиддин подвергнется пыткам, поскольку сомневаются в его личности. Его дело сложное, как изложено здесь, потому что оно связано с тем, что он сменил имя и несколько раз был осужден в Германии. Несмотря на сложность, некоторые вещи ясны: согласно отчету, немецким властям было известно о его личности как Абдуллохи Шамсиддина, поскольку Таджикистан подтвердил это после слушаний по делам беженцев в прошлом году. Власти Германии также знали об опасности пыток: министерство иностранных дел Германии недавно сообщило, что в Таджикистане не существует верховенства закона и независимой судебной системы, отметив свидетельства пыток в тюрьмах и то, что сторонники ПИВТ заключены в тюрьму», – пишет HRW.

По словам людей, знакомых с этим делом, Германия получила заверения от Таджикистана в том, что с Шамсиддином не будут плохо обращаться, если он будет возвращен. «Однако, когда в стране с ужасной репутацией в области пыток, такой как Таджикистан, такие заверения не имеют никакого веса ни на практике, ни юридически», – заявил  Хью Уильямсон.

Поэтому, продолжает он, «Германия должна оказать давление на Душанбе  с требованием освобождения А. Шамсиддина или разъяснения причин его  ареста. Правозащитники также требуют, чтобы немецкие власти получили у Душанбе заверения, что с ним не будут обращаться плохо, а также в Германии должны начать расследование обстоятельств, как эта страна позволила выслать человека в страну, где существует явная опасность применения пыток?

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button