КЗЖ: ВЛАСТИ ТАДЖИКИСТАНА ДОЛЖНЫ ОСВОБОДИТЬ МАМАДШОЕВУ И ДЖУМАЕВА И ПРЕКРАТИТЬ САЖАТЬ ЖУРНАЛИСТОВ
Таджикские власти должны немедленно освободить журналистов Хушруза Джумаева и Ульфатхоним Мамадшоеву и прекратить сажать в тюрьму представителей прессы за их журналистскую деятельность заявил во вторник, 13 декабря 2022 года Комитет по защите журналистов.
Верховный суд Таджикистана недавно признал Джумаева, журналиста и блогера, пишущего под псевдонимом Хушом Гулям, виновным в членстве в преступной группе и приговорил его к восьми годам тюремного заключения, согласно информации “Радио Озоди” и человека, знакомого с его делом, который говорил с КЗЖ на условиях анонимности, сославшись на боязнь репрессий.
Суд также осудил Мамадшоеву, журналистку и правозащитницу, согласно Радио Озоди и второму лицу, которое говорило с КЗЖ на условиях анонимности и которое было знакомо с ее делом. Радио Озоди сообщило, что Мамадшоева была приговорена к 21 году тюремного заключения, но человек, который разговаривал с КЗЖ, сказал, что, по их информации, приговор составил 20 лет.
КЗЖ не смог определить, по каким обвинениям Мамадшоева была осуждена; ранее сообщалось, что ей были предъявлены обвинения в восьми преступлениях, включая руководство преступной группой и призывы к свержению конституционного порядка.
“Шокирующее решение властей Таджикистана приговорить журналистов Хушруза Джумаева и Ульфатхоним Мамадшоеву к тюремному заключению, включая двадцатилетний срок Мамадшоевой, которая в 65 лет может провести остаток своей жизни за решеткой, является ужасающим”, – сказала Гульноза Саид, координатор программы CPJ по Европе и Центральной Азии. “Правительство Таджикистана совершенно не смогло предложить никакого убедительного обоснования этим приговорам, и секретность, окружающая дела журналистов, совершенно необоснованна. Мамадшоева и Джумаев должны быть немедленно освобождены и иметь возможность свободно работать”.
Люди, которые говорили с КЗЖ, сообщили, что журналисты были осуждены 5 декабря. КЗЖ не смог установить, как журналисты признали себя виновными или планируют ли они обжаловать приговоры, но оба ранее отрицали нарушение каких-либо законов.
Таджикские власти арестовали Мамадшоеву и Джумаева в мае, через несколько дней после начала протестов в этнически отличающемся Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, и классифицировали дела против них как секретные. Власти заставили адвокатов журналистов подписать соглашения о неразглашении и провели суд над ними за закрытыми дверями в СИЗО ГКНБ РТ, поэтому ни средства массовой информации, ни семьи журналистов не получили полной информации об их процессах, сообщили КЗЖ несколько местных журналистов на условиях анонимности.
Джумаев и Мамадшоева работали вместе над несколькими культурными и медийными проектами, охватывающими этническую группу памирцев региона, членами которой оба являются. Десятки памирцев были убиты во время правительственных операций по подавлению протестов, а десятки местных активистов и представителей гражданского общества с тех пор подверглись несправедливым судебным разбирательствам и приговорены к длительным тюремным срокам, отмечает КЗЖ.
Согласно сообщениям, МВД Таджикистана обвинило Мамадшоеву в организации протестов, а государственное телевидение транслировало фильм с предполагаемым признанием журналистки, от которого она позже отказалась, заявив, что оно было получено под давлением. Фильм включает обвинения в том, что Мамадшоева получала иностранное финансирование для подрыва основ государства, утверждая, что она получала инструкции от сотрудников неназванного западного посольства.
Находящийся в изгнании таджикский журналист Темур Варки сообщил КЗЖ, что обвинения против Мамадшоевой были “абсурдными”, а ее приговор назвал “актом запугивания памирской общины и всего гражданского общества Таджикистана”.
В заявлении, опубликованном 9 декабря, специальный докладчик ООН по положению правозащитников Мэри Лоулор выразила обеспокоенность в связи с “репрессиями” в отношении журналистов, освещающих права человека в Таджикистане, заявив, что им были предъявлены обвинения “на основании недостаточных надежных доказательств, после неадекватных расследований и судебных процессов, проходящих в закрытых условиях.”
КЗЖ направил электронное письмо в Верховный суд Таджикистана, Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру с просьбой прокомментировать и подтвердить детали каждого дела, но не получил никаких ответов.
Таджикские власти недавно приговорили журналистов Завкибека Сайдамини к семи годам тюремного заключения, Далера Имомали к 10 годам и Абдулло Гурбати к семи годам и шести месяцам лишения свободы.
Накануне, 12 декабря 2022 года международная правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч призвали власти Таджикистана освободить всех шесть активистов-памирцев:
- Ульфатхоним Мамадшоева, 65-летняя независимая журналистка и активистка движения за гражданские права, приговорена к 21 годам лишения свободы,
- Фаромуз Иргашов, адвокат, возглавлявший Комиссию 44, приговорен к 30 годам;
- Музаффар Муборакшоев, активист за гражданские права, 29 лет;
- Хурсанд Мамадшоев, брат Ульфатхоним Мамадшоевой, 18 лет;
- Манучехр Холикназаров, глава Ассоциации юристов Памира, 15 лет; и
- Хушруз Джумаев, активист за гражданские права и блогер, известный под псевдонимом Хушом Гулям, 8 лет.
“Судебные процессы над горно-бадахшанскими активистами проходили за закрытыми дверями, без доступа к адвокатам или доказательствам против них, в нарушение основополагающих стандартов справедливого судебного разбирательства”, – сказала Сынат Султаналиева, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. “Власти Таджикистана должны немедленно освободить этих шестерых активистов вместе с другими активистами, которые были заключены под стражу за законное осуществление своих прав, и снять с них все обвинения”.