ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ ПРИЗВАЛ ОСВОБОДИТЬ ШЕСТЬ ПАМИРСКИХ АКТИВИСТОВ
Шесть активистов гражданского общества из Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) на востоке Таджикистане, задержанные в связи с протестами в мае 2022 года, получили длительные сроки тюремного заключения в результате закрытых, несправедливых судебных процессов, заявила 12 декабря 2022 года международная правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч. Правозащитники призвали власти Таджикистана освободить всех шесть активистов-памирцев:
- Ульфатхоним Мамадшоева, 65-летняя независимая журналистка и активистка движения за гражданские права, приговорена к 21 годам лишения свободы,
- Фаромуз Иргашов, адвокат, возглавлявший Комиссию 44, приговорен к 30 годам;
- Музаффар Муборакшоев, активист за гражданские права, 29 лет;
- Хурсанд Мамадшоев, брат Ульфатхоним Мамадшоевой, 18 лет;
- Манучехр Холикназаров, глава Ассоциации юристов Памира, 15 лет; и
- Хушруз Джумаев, активист за гражданские права и блогер, известный под псевдонимом Хушом Гулям, 8 лет.
“Судебные процессы над горно-бадахшанскими активистами проходили за закрытыми дверями, без доступа к адвокатам или доказательствам против них, в нарушение основополагающих стандартов справедливого судебного разбирательства”, – сказала Сынат Султаналиева, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. “Власти Таджикистана должны немедленно освободить этих шестерых активистов вместе с другими активистами, которые были заключены под стражу за законное осуществление своих прав, и снять с них все обвинения”.
Среди осужденных Ульфатхоним Мамадшоева, 65-летняя независимая журналистка и активистка движения за гражданские права, которая была приговорена к 21 году тюремного заключения по обвинению в заговоре против государства и организации протестов. Ее бывший муж, генерал Холбаш Холбашов, в сентябре был приговорен к пожизненному заключению.
Остальные пять активистов, которые были осуждены в ходе судебных процессов 9 и 10 декабря, являются членами Комиссии 44, независимой группы, созданной в 2021 году для расследования смерти Гульбиддина Зиёбекова, жителя ГБАО, убитого после задержания в ноябре 2021 года и чья смерть вызвала первый раунд протестов в Хороге, столице региона.
Всем им было предъявлено обвинение в “участии в преступном сообществе” по статье 187 Уголовного кодекса Таджикистана. В июне два других члена Комиссии 44 также были приговорены к 18 годам лишения свободы каждый.
Хьюман Райтс Вотч пишет, что преследование активистов, журналистов и юристов из автономного региона продолжается с мая, после подавления правительством мирных протестов местного населения, памирцев, особого этнического и религиозного меньшинства, против которого правительство Таджикистана долгое время проводило дискриминацию. Власти арестовали и содержали под стражей более 200 человек по обвинениям, связанным с протестами и последовавшими за ними столкновениями. По данным специального докладчика ООН по вопросам меньшинств, в ходе специальной “антитеррористической операции”, которую власти Таджикистана провели в регионе для подавления протестов, могло быть убито до 40 человек. Власти Таджикистана подтвердили гибель 29 жителей и трех силовиков.
Поступали сообщения об отсутствии доступа к независимому юридическому представительству, поскольку в автономном регионе только семь адвокатов официально зарегистрированы в качестве членов региональной коллегии адвокатов, в то время как адвокаты из других регионов страны были предупреждены о том, чтобы не браться за эти дела. Хьюман Райтс Вотч пишет, что есть опасения, что пытки могли быть использованы для получения доказательств, особенно в делах Мамадшоевой и Холбашова, которые оба появились 24 мая на кадрах, опубликованных поддерживаемыми государством СМИ, в которых они, по-видимому, признаются в организации протестов. Интервью были четко записаны после их задержания 18 мая.
Эти приговоры последовали за ежегодным диалогом по правам человека между Европейским союзом и Таджикистаном, в ходе которого ЕС выразил “серьезную озабоченность ситуацией с правами человека’ в регионе и призвал к независимому расследованию событий там в ноябре 2021 года и мае 2022 года. ЕС также выразил обеспокоенность по поводу условий работы журналистов, правозащитников и гражданского общества в стране.
Это перекликается с резолюцией Европейского парламента от 7 июля, призывающей власти Таджикистана расследовать насильственные столкновения в регионе и немедленно освободить произвольно задержанных правозащитников, журналистов и активистов гражданского общества.
9 декабря специальный докладчик ООН по положению правозащитников Мэри Лоулор на пресс-конференции, завершающей ее двухнедельный визит в Таджикистан, выразила глубокую обеспокоенность “очевидным подавлением голосов несогласных” и “репрессиями в отношении независимых журналистов и правозащитников”. Лоулор напомнил властям Таджикистана о “обязательных международных обязательствах в области прав человека, которые они добровольно согласились взять на себя”, и призвал их освободить “всех правозащитников, которым в настоящее время грозит уголовное преследование или осуждение”.
“Власти Таджикистана должны соблюдать свои международные обязательства в области прав человека и прекратить это беспрецедентное годичное нападение на собственных граждан в Горно-Бадахшанской автономной области”, – сказала Султаналиева. “Международные партнеры Таджикистана должны сделать освобождение памирских активистов за гражданские права своим приоритетом в сотрудничестве со страной”.