Cобытия в ГБАОВ регионе и миреВидеоРелигия

НА ФОНЕ НЕПРОСТЫХ ОТНОШЕНИЙ: ГЛАВА МИД ТАДЖИКИСТАНА ВСТРЕТИЛСЯ С ПРИНЦОМ РАХИМОМ АГА ХАНОМ

8 декабря 2022 года находящийся с рабочим визитом во Франции министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин встретился в Париже с принцем Рахимом Ага-Ханом, сыном Карима Ага Хана, духовного лидера исмаилитов всего мира.

«В ходе встречи стороны рассмотрели вопросы текущего состояния дел и способы улучшения механизмов двустороннего сотрудничества между Республикой Таджикистан и Организацией Ага Хана по развитию», – говорится в коротком сообщении, опубликованном на официальном сайте МИД Таджикистана. Другие подробности встречи и его результате неизвестны.

Встреча главы внешнеполитического ведомства Таджикистана с наследником Ага Хана состоялась на фоне совсем непростых отношений между Душанбе и структурами духовного лидера исмаилитов, которого в качестве своего имама почитают и таджикские исмаилиты, составляющие большинство населения Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО) на востоке Таджикистана.

Отношения между Душанбе и Ага Ханом еще более испортились в этом году, после того как в мае 2022 года власти Таджикистана для разгона новой волны протестов в ГБАО использовали спецназ и боевое оружие. В результате, погибли десятки жителей, арестованы еще около двести уроженцев ГБАО. После подавления протестов в ГБАО власти Таджикистана начали давление и на структуры Ага Хана, в том числе на Первый микрофинансовый банк, телекоммуникационную компанию «ТСелл»,   отеля «Серена» в Хороге, лицей Ага Хана, Центральный парк Хорога, также находившегося под патронажом Фонда Ага Хана.

Последний раз Ага Хан посетил Таджикистан в 2011 году. После кровавых событий 2012 года в Хороге он больше не приезжал. Не приехал он даже на церемонию открытия Университета Центральной Азии, построенной Фондом Ага Хана в Хороге.

Последний раз президент Таджикистана Эмомали Рахмон и принц Ага Хан IV встречались в этом же Париже в ноябре 2019 года в ходе визита Рахмона во Францию. Это было через год после назначения Ёдгора Файзова главой ГБАО. Файзов долгие годы работал в структурах Ага Хана и считался человеком, близким к духовному лидеру исмаилитов.

Отношения Душанбе к Ага Хану поменялось осенью 2021 года, после очередного визита Эмомали Рахмона в ту же Францию. На этот раз встреча  Рахмона с лидером исмаилитов не состоялась. Президент Таджикистана поговорил в кулуарах культурного мероприятия ЮНЕСКО с принцем Рахимом Ага Ханом, старшим сыном и наследником принца Ага Хана IV.

 О деталях встречи ничего не было опубликовано. Однако источники Pamir Daily News сообщали, что Рахмон хотел заручиться поддержкой Ага Хана по вопросам Афганистана, в частности, поддержки антиталибской повестки Душанбе.  Но, пишет  Pamir Daily News, «Ага Хан придерживается нейтральной позиции в таких острых политических вопросах, что позволяет ему оказывать гуманитарную поддержку, в том числе, Афганистану, где проживает многомиллионная исмаилитская община».

Издание пишет, что неизвестно, чем закончился разговор Рахмона и принца Рахима Ага Хана, но через некоторое время после прибытия в Душанбе президент Таджикистана снял с должности главы ГБАО  «человека Ага Хана» Ёдгора Файзова, назначив вместо него генерала из ГКНБ Алишера Мирзонабота.  Многие, в том числе и в правительственных структурах Таджикистана, считают, что именно эта кадровая ошибка и стала первым звеном цепочки событий, которые в итоге привели к последним кровопролитиям на «крыше мира».

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button