СУД ПО ДЕЛУ ПИРМУХАММАДЗОДА ПРИОСТАНОВЛЕН. ГЕНПРОКУРАТУРА ПРОВЕРИТ ЖАЛОБЫ ЖУРНАЛИСТА НА ПЫТКИ
Суд района Исмоили Сомони города Душанбе приостановил рассмотрение дела против журналиста и блогера Абдусаттора Пирмухаммадзода. Судья попросил Генеральную прокуратуру Таджикистана проверить заявление подсудимого о пытках в ОМВД по городу Вахдат, сообщил источник. Известный блогер в письме из СИЗО и в ходе судебного процесса заявлял, что под психологическим и физическим давлением дал признательные показания.
Источник в суде района Исмоили Сомони сообщил Радио Озоди 29 ноября на условиях анонимности, что проверка заявления подсудимого Абдусаттора Пирмухаммадзода началась в середине прошлой недели. По его словам, Вбдусаатор Пирмухаммадзода во время судебного процесса несколько раз заявлял о пытках со стороны сотрудников вахдатского ОМВД. «В связи с этим судья попросил Генпрокуратуру проверить заявление подсудимого о пытках. В судебном процессе объявлен перерыв. Рассмотрение дела возобновится после получения заключения следователей прокуратуры», добавил наш собеседник.
Абдусаттор Пирмухаммадзода в своем письме, отправленном из СИЗО в прошлом месяце, заявил, что не верит в правосудие в Таджикистане и уверен, что приговор ему был вынесен еще до ареста в коридорах власти.
Абдукарим Пирмухаммадзода, брат блогера, в телефонном разговоре с Радио Озоди 29 ноября сказал, что родные и близкие ждут беспристрастного и справедливого расследования следователями Генпрокуратуры Таджикистана фактов пыток блогера в ОМВД по городу Вахдат.
Абдусаттор Пирмухаммадзода в письме из СИЗО отмечал, что c первых дней ареста подвергся «жестоким пыткам». «Меня избивали и пытали током там, что не хотелось жить», писал блогер.
Источник, близкий к следствию, передал 19 октября Радио Озоди копию письма блогера, в котором он сообщает о пытках и избиениях во время допросов в ОМВД и следственном изоляторе.
44-летнего блогера Абдусаттора Пирмухаммадзода 8 июля вызвали на допрос в ОМВД по городу Вахдат и после этого родственники его больше не видели.
В письме из СИЗО блогер заявлял, что с первого дня задержания подвергся «жестоким пыткам» и психологическому давлению, сотрудники милиции и следователи пытались заставить дать признательные показания по сфабрикованным, по его словам, обвинениям.
«Восемь-десять дней пыток, полная изоляция, угрозы и оскорбления в адрес моей семьи заставили меня взять на себя преступление, которого не совершал. Я под физическим давлением прочитал на камеру подготовленный сотрудниками УБОП МВД Таджикистана текст о якобы постоянном контакте с лидером оппозиции Мухиддином Кабири и подготовке вместе с ним революции в Таджикистане», писал Абдусаттор Пирмухаммадзода.
Председатель Национального альянса Таджикистана, в который входят четыре находящиеся за пределами Таджикистана оппозиционные группы, отверг контакты с задержанным блогером.
Письмо Абдусаттора Пирмухаммадзода из СИЗО
Абдусаттор Пирмухаммадзода, бывший сотрудник радио «Садои Душанбе», стал известен два года назад после публикации своего видеоролика в День президента, отмечаемого 16 ноября. Журналист, который, по его словам, был вынужден заниматься частным извозом, рассказал, что шокирован бездарной работой ГАИ, сотрудники которой придираются к водителям по любому поводу и даже за незначительное нарушение выписывают им большие штрафы.
Вскоре после этого Абдусаттор Пирмухаммадзода открыл свою страницу на YouTube, на которой стал публиковать видеоролики на злободневные темы.
За последние полгода в Таджикистане арестовано семь блогеров и журналистов. Четверо из них были осуждены на сроки от 7 до 10 лет. Судебные процессы проходили при закрытых дверях. Журналистов признали виновными в распространении заведомо ложных сведений, участии в экстремистском объединении, в сотрудничестве с запрещенным в стране организациями.
Международные правозащитные организации, в том числе ОБСЕ, осудили задержания журналистов, и призвали власти Таджикистана соблюдать свои международные обязательства в области свободы слова и прекратить преследование, угрозы и давление на журналистов. Реакции Душанбе на эти призывы не последовало.