В ДУШАНБЕ СОСТОИТСЯ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НАД УЛЬФАТХОНИМ МАМАДШОЕВОЙ

20 сентября 2022 года в Душанбе пройдет судебный процесс над Ульфатхоним Мамадшоевой, уроженкой Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО), гражданской активистки и журналистки. Об этом сообщил Pamirdailynews , информационный канал, освещаюший события, связанные с ГБАО. Издание отмечает, что судебный процесс над Мамадшоевой проходит в закрытом режиме.
Ранее, в августе поступала информация о том, что гособвинитель на закрытом судебном процессе, проходящем в зале судебных заседаний СИЗО ГКНБ Таджикистана в Душанбе, потребовал у суда 25 лет колонии для Ульфатхоним Мамадшоевой и пожизненное заключение – для ее бывшего супруга, советника командующего Погранвойск Таджикистана генерал-майора Холбаша Холбашева. Их обоих обвиняют в получение денежных средств из заграницы и организации на эти деньги новую волну протестов в ГБАО в мае 2022 года.
Сразу после своих арестов, Холбашев и Мамадшоева дали признательные показания, но на суде, согласно информации различных источников, отказались от своих прежних признательных показаний и заявили, что под давлением были вынуждены оговорить себя и других.
Вместе с ними по делу о Рушанских протестах проходят примерно 100 фигурантов.
Ульфатхоним Мамадшоева, глава правозащитного НПО “Закон и честь”, была задержана в ее квартире в Душанбе утром 18 мая 2022 года, сразу после начала спецоперации против протестующихв Рушанском районе ГБАО. В тот же день генерал Холбашев был задержан на линии границы в Исфаре сразу после возвращения из сельского джамаата Ворух, где он находился в служебной командировке и откуда его срочно отозвали, чтобы задержать и привезти в Душанбе.
Вечером 24 мая в Интернете и соцсетях был опубликован 17-минутный фильм под названием “Шикасти фитна” (“Провал заговора”), в котором были показаны показания генерала Холбаша Холбашева и Ульфатхоним Мамадшоевой.
В фильме утверждалось, что якобы проживающий в Европе оппозиционный политик из ГБАО Алим Шерзамонов отправил 7 тысяч долларов Мамадбокиру Мамадбокирову для организации протестов в Хороге и еще 6 тысяч генералу Холбашеву – для организации беспорядков в Рушанском районе. В фильме Холбашев и Мамадшоева признавались в этом и и в других выдвинутых против них обвинениях, но не известно, в каких условиях эти показания были получены. Алим Шерзамонов обвинения финансировании протестов опровергает.
В фильме Ульфатхоним Мамадшоеву также обвиняли в сотрудничестве со спецслужбами “некоторых стран Запада”. В качестве примера приводят его беседы с неким Сергеем Горячевым, а также получение грантов, в том числе два раза по 5 тысяч долларов у американской организации “Интерньюс”. Сама Мамадшоева в своих показаниях подтверждает, что в последние годы получила гранты на 400 тысяч сомони (более 30 тысяч долларов).
Мамадшоеву обвинили также в том, что 15 марта 2022 года в кафе “Сегафредо” в центре Душанбе встретилась и минут 40-45 поговорила о ситуации в ГБАО и вокруг нее с двум дипломатами посольства одной из западных стран. Авторы фильма говорят, что по причине продолжения следствия, воздерживаются от опубликования названия страны, которую эти дипломаты представляют, но в фильме показывают лица двух иностранцев, которые выходят из кафе “Сегафредо” после встречи с Мамадшоевой.
Задержание Мамадшоевой и Холбашева, а также примерно 200 других уроженцев ГБАО произошло на фоне силового подавления новой волны протестов в ГБАО в мае 2022 года. Власти признали гибель по крайней мере 11 человек в ходе подавления протестов, но ООН сообщила о более 40 погибших на востоке Таджикистана.
Несколько международных правозащитных организаций, в том числе Комитет по защите журналистов, призывали власти Таджикистан освободить Ульфатхоним Мамадшоевой и других арестованных памирских журналистов. Правозащитники считают, что обвинения против Мамадшоевой сфабрикованы и на самом деле, ее арест связан с ее правозащитной и журналистской деятельностью.
За последние месяцы были задержаны по крайней мере 6 памирских журналистов и блогеров. Это: Ульфатхоним Мамадшоева, Мухаммад Султон, Хушом Гулям, Рамзесс Шогунов, Максуд Гаёсов и Комчек Мирзоев. 72-летний Мухаммад Султон, полковник ГКНБ в отставке, на прошлой неделе был приговорен к 6 годам лишения свободы. Мамадшоевой грозит до 25 лет.