Верховный суд РФ назначил на 14 сентября 2022 года процесс по иску Генеральной прокуратуры РФ о признании «Партии исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ), самую крупную партию таджикской оппозиции, террористической организацией, сообщили РАПСИ в пресс-службе суда. Сообщается, что заседание пройдёт в закрытом режиме.
Как ранее сообщал “Бомдод”, генпрокурор России Игорь Краснов, 25-26 июля, в ходе своего визита в Таджикистан на встрече с президентом Эмомали Рахмоном и своим таджикским коллегой Юсуфом Рахмоном сообщил, что по просьбе властей Таджикистана, Генеральная прокуратура России обратилась в суд с просьбой признать ПИВТ территористической организацией. «Нами уже направлен в суд соответствующий иск в отношении «Партии исламского возрождения Таджикистана», – заявил Краснов 25 июля на встрече с президентом Рахмоном.
«По-прежнему острой остается миграционная ситуация, возросшая активность террористических группировок на афганской границе. В этой связи хотел бы отметить, что мы учли Ваше мнение о необходимости признания в России отдельных организаций террористическими. В частности, закончен сбор и подготовка материалов в отношении «Партии исламского возрождения Таджикистана», – сообщил Игорь Краснов и 26 июля уже на встрече с таджикским генпрокурором. «Мной подписан и направлен в суд соответствующий иск», – сообщил он Юсуфу Рахмону.
Мухиддин Кабири, лидер ПИВТ, назвал шаги российских властей к признанию его партии “террористической организацией” ошибкой, которая, по мнению Кабири, приведет к радикализации и росту антироссийских настроений.
“Россия как гарант мирного процесса, совершает ошибку, признав ПИВТ – одну из сторон Мирного соглашения террористической. Это приведёт к радикализации умеренных сил, росту антироссийских настроений и подрыву доверии к диалогу и мирным механизмам решения проблем в Таджикистане”, – написал лидер ПИВТ в Твиттере.
По мнению Мухиддина Кабири, правительство Эмомали Рахмона воспользовался нынешней слабостью России в свете украинских событий и решил надавить на Кремль в вопросе признанию ПИВТ “террористической организацией” на территории России. “Россия долгое время игнорировала это требование”, – напомнил лидер таджикской оппозиции и заявил, что признание ПИВТ “террористической” со стороны России в Таджикистане “будут использовать для пропаганды и новых репрессий”.
В ПИВТ считают, что ее признание “террористической организацией” в России никак не повлияет на ее деятельность, так как партия после запрета ее деятельности в Таджикистане в 2015 году и арестов ее сторонников в других странах СНГ, полностью прекратила всюкую деятельность во всем пост-Советском пространстве, чтобы не подвергать опасности своих сторонников и сочувствующих. Сейчас ПИВТ в основном действует на территории Евросоюза.
ПИВТ с 44 тысячами членами считалась второй самой крупной партии Таджикистана после правящей Народно-демократической партии (НДПТ). Деятельность ПИВТ была запрещена в Таджикистана в сентябре 2015 года сразу после подавления вооруженного мятежа под руководством замминистра обороны генерала Абдухалима Назарзода.
Верховный суд внес самую крупную оппозиционную партию страны в оба черных списка террористических и экстремистских организаций. Официальной причиной стала обвинение ПИВТ в руководстве мятежниками. В ПИВТ это категорически отрицают.
С тех пор Душанбе пытается добиться запрета деятельности ПИВТ и в странах-союзниках, но до сих пор это ему не удавалось.
Россия фактически становится первой страной, которая решила поддержать Таджикистан в вопросе ПИВТ. Многие считают, что на это повлияло то, что Москва всерьез и надолого застряла в болоте войны с Украиной.