ВидеоОбществоЭкономика

“КОМУ ВЕРШКИ, А КОМУ КОРЕШКИ”. ЖИТЕЛИ ПЕНДЖИКЕНТА ЖАЛУЮТСЯ НА КИТАЙСКОЕ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ВИДЕО)


Жители одного из кишлаков в Пенджикенте жалуются на деятельность китайского золотодобывающего предприятия. По их словам, эта компания занимается добычей золота, но при этом отравляет окружающую среду.

Прииски таджикско-китайского совместного предприятия «Зарафшон» находятся в 300 метрах от кишлака Хумгарон в городе Пенджикент. Уже несколько лет местное население жалуется на вредное производство этого СП. По их словам, они жаловались во все инстанции, но никого не интересует вопрос охраны их здоровья.

Жители вспоминают, что кишлак Хумгарон еще 25 лет назад славился красивой природой и чистым воздухом. Но все изменилось после строительства золотодобывающего предприятия. По словам жителей, после нескольких лет работы предприятия состояние их здоровья ухудшилось.

Абдурахмон Сатторов, житель кишлака Хумгарон, говорит: «Они используют для разработки и добычи золота токсичное вещество цианид. Он наносит большой вред людям. Предприятие сначала построили в низовье кишлака, а теперь продолжают постройку в верховье, у истока нашего ручья, и над кладбищем. Нашу воду и так невозможно пить, а если они начнут работать у истоков, она станет еще токсичнее».

«У одного из двух моих детей заболевание легких, а у другого проблемы с дыханием. У обоих непрекращающийся кашель – что зимой, что летом», — рассказывает Хайринисо Мирзоева, еще одна жительница Хумгарона.

По словам жителей, в начале своей деятельности в 1997 году компания была небольшой, и в кишлаке было много сельскохозяйственных угодий. Но с расширением производства их пастбища стали непригодны для выпаса скота.

“50 коров полегло”

Фируза Каххорова, жительница кишлака Хумгарон, говорит: «Они забрали наши земли, которые мы использовали как пастбища, нам негде теперь пасти скот. Недавно 50 голов нашего скота забрели на территорию предприятия, где фильтруют руду, и погибли. Никому дела нет до проблем народа. Очень тяжёлая ситуация у нас. Мы раз 20 ходили к ним, к месту промывки руды, и говорили им, что эта пыль оседает людям на головы, а они говорят, что мы, мол, заливаем ее водой».

Конфликт между местным населением и предприятием обострился 4 года назад. Тогда компания приняла решение построить новый фильтрационный цех в другом конце кишлака на территории более 6 га.

Руководство предприятия намерено переселить 47 семей, проживающих в непосредственной близости с этим строящимся цехом. В СП отмечают, что проект строительства согласован со всеми государственными органами, в том числе с комитетом по защите окружающей среды.

“Все проекты прошли экологическую экспертизу”

Кобил Турсунов, менеджер службы безопасности и охраны окружающей среды СП «Зарафшон», сказал: “Наши проекты согласованы с соответствующими структурами. Все эти проекты прошли экологическую экспертизу и имеют заключение. В целях улучшения экологического состояния на предприятии круглосуточно работают десять поливальных машин”.

СП «Зарафшон» расположено в Пенджикенте. и на одном из мировых минеральных поясов в Центральной Азии. С конца 90-х по 2007 год большая часть акций этой компании принадлежала британской компании «Commonwealth & British Mineral Ltd». Затем их выкупила китайская золотодобывающая компания ZiJin Mining Group Co.Ltd.

Сейчас 70 процентов акций этой компании принадлежат китайской стороне, а 30 процентов – Таджикистану. Помимо золота, здесь добывают и другие драгоценные металлы.

А рядом еще завод по производству извести

Около 10 лет назад этим огромным золотодобывающим предприятием на территории джамоата Шинг был также построен завод по производству извести. Жители джамоата жалуются на вредное производство и говорят, что дым и выбросы с этого предприятия повлияли на окружающую среду и привели к снижению урожая с их земельных участков.

Шохназар, 60-летний житель кишлака Рашнаи Поён города Пенджикент, вот уже много лет занимается садоводством. Все свое время он посвящает выращиванию различных сельхозкультур и плодовых деревьев на десяти сотках, а также на землях, расположенных в окрестностях завода по производству извести. Но, по его словам, с каждым годом урожайность выращиваемых культур снижается.

«Раньше персики созревали хорошо, а сейчас они не имеют того прежнего вкуса. У них нет той, прежней сладости. Дым от завода идет в нашу сторону и заполонил все вокруг. Раньше, когда не было завода, было все хорошо. В плодах не заводились черви, теперь есть. У меня есть яблони, так все яблоки сейчас в червях», – добавил он.

Кишлак Рашнаи Поён расположен в 60 километрах от центра Пенджикента у подножия гор.

“Это как яд”

Жители этого отдаленного селения рассказывают, что вначале, когда начал свою работу завод, они были настроены оптимистично, так как были бы обеспечены работой десятки местных жителей. Но теперь они жалуются, что видят больше вреда от работы предприятия, чем пользы от новых рабочих мест.

Мансур Мирзоев, житель кишлака Рашнаи Поён, говорит: «Если бы предприятие обеспечивало работой хотя бы 5-10% местного населения, было бы хорошо. А так, что еще может сделать эта компания, никакой другой пользы от нее нет. Есть вред, вот и все».

“Посмотрите на этот смрад. Если подняться на вершину села и посмотреть на крышу, то все эти выбросы лежат сверху как снег. А ведь этим дети дышат. Это как яд”, – говорит ещё один житель джамоата Шинг Нурмурад Каюмов.

“Уровень загрязнения ниже нормы”

Когда мы вошли на территории этого предприятия, то нам удалось поговорить с несколькими гражданами Китая, но они не захотели говорить о проблемах под видеозапись. Официальные лица компании говорят, что неоднократно проверяли ущерб, нанесенный этим цехом.

Сейчас, по их словам, здесь работает всего около 10 человек, причем часть из них местные жители. По данным министерства промышленности и новых технологий Таджикистана, завод выпускает ежегодно до 10 000 тонн извести.

Кобил Турсунов, менеджер службы безопасности и охраны окружающей среды СП «Зарафшан», сказал: «Каждый год по заявкам предприятия приезжают специалисты-экологи, чтобы проверить содержание вредных веществ в воздухе и в почве, и представляют свои заключения в письменной форме. Эти обследования проводятся прежде всего в местах, где проживают местные жители. И по их расчетам, выбросы предприятия значительно ниже допустимых норм воздействия на окружающую среду».

Между тем СП «Зарафшон» однажды выплатило компенсацию жителям селений, расположенных недалеко от фильтрационного цеха в Хумгарон, после того, как жители этого кишлака несколько раз обращались с жалобами на деятельность предприятия.

Хайринисо Мирзоева, жительница кишлака Хумгарон, говорит: «Люди, которые ответственны за эту работу, иногда дают компенсацию, а иногда и нет. Лишь единожды получили компенсацию 47 семей, чье переселение из этой местности было утверждено, и все. Все время волокита в этом вопросе и люди недовольны».

“Мы не против государственных предприятий”

В компании пообещали местным жителям, что перед началом ввода в эксплуатацию нового цеха они переселят 47 жителей в безопасную зону. Однако, по словам жителей, компания пока не сдержала свое слово.

Хайринисо Мирзоева, жительница кишлака Хумгарон, говорит: “Мы живем здесь много лет, у нас у всех здесь свои дома. Многие уезжали в трудовую миграцию, и на заработанные деньги обустраивали свои дома, делали ремонт. Государство выделило нам землю, переселило… Мы не против какого-либо государственного предприятия”.

В последние годы китайские компании активно внедряются в экономику Таджикистана, инвестируя в ее различные сектора. По официальной информации, золотые прииски, считающиеся одним из богатств Таджикистана, также очень часто оказываются в руках китайских компаний, которые и перерабатывают золотоносную руду.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button