Cобытия в ГБАОВ регионе и миреПрава человека

ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ:  ПРОТЕСТУЮЩИЕ ИЗ ПАМИРА ЛИШЕНЫ ПРАВА НА СПРАВЕДЛИВЫЕ СУДЫ

Десяткам жителей Горно-Бадахшанской Автономной Области  (ГБАО) в Таджикистане, задержанных после протестов в мае 2022 года, грозят закрытые, несправедливые судебные процессы, – заявила 23 августа 2022 года международная правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch, HRW).  Подсудимых судят по серьезным обвинениям, часто без доступа к адвокатам или доказательствам против них в нарушение их процессуальных прав, – подчеркивают правозащитники.

По информации организации, власти Таджикистана после подавления майских протестов арестовали более 200 жителей и уроженцев ГБАО, в том числе по меньшей мере 90 активистов, по обвинениям, связанным с протестами и последующими столкновениями. Жители изолированного горного региона – памирцы, отдельное этническое и религиозное меньшинство, против которого правительство долгое время проводило дискриминацию, – считают в Хьюман Райтс Вотч.

“Десятки активистов и других представителей памирского меньшинства в ГБАО сталкиваются с несправедливыми судебными процессами за закрытыми дверями без доступа к адвокатам”, – сказала Сынат Султаналиева, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. “Без адвокатов обвиняемые не могут добиться справедливого судебного разбирательства и подвергаются большему риску подвергнуться пыткам или другому жестокому обращению”.

Международный пакт о гражданских и политических правах, к которому Таджикистан присоединился в 1999 году, предусматривает, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления должен иметь право на справедливое и публичное судебное разбирательство, должен иметь доступ к адвокату и достаточное время для подготовки защиты, а также возможность изучить доказательства против него.

В Бадахшане насчитывается всего семь адвокатов, которые официально зарегистрированы в качестве членов Ассоциации адвокатов ГБАО, чтобы охватить население в 250 000 человек. А адвокаты из других регионов страны сообщают, что их предостерегают от взятия на себя защиту арестованных бадахшанцев, в то же время некоторые адвокать не берутся за их дела, так как опасаются возмездия. Сообщается, что некоторые из обвиняемых были насильственно вывезены из России и доставлены в Таджикистан, чтобы предстать перед судом.

Насилие в ГБАО началось в ноябре 2021 года с протестов в связи с убийством 29-летнего Гульбиддина Зиёбекова, который разыскивался за предполагаемое нападение на государственного чиновника.

После репрессий правительства в регионе в мае вновь начались протесты. Таджикские власти утверждали, что протесты были незаконными, поскольку они были организованы преступными группировками, имеющими связи с террористическими организациями. В то время СМИ сообщали, что полиция жестоко разогнала протестующих, используя резиновые пули и слезоточивый газ, при военной поддержке, развернутой из столицы, Душанбе.

Затем власти предприняли специальную “антитеррористическую операцию” в регионе, в результате которой, по словам специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросам меньшинств, могло быть убито до 40 человек, а 46 были арестованы как “боевики”. Спецоперация длилась почти месяц, и в результате были убиты три влиятельные фигуры в регионе – Мамадбокир Мамадбокиров, Зоир Раджабов и Хурсанд Мазоров. – которых власти объявили “главарями преступных группировок”. Муслим Шерзамонов, брат Алима Шерзамонова, иммигрировавшего оппозиционного политика, разыскиваемого по подозрению в организации майских протестов, также был арестован в рамках спецоперации. 29 июля Муслим Шерзамонов был приговорен к 18 годам лишения свободы по обвинению в “участии в деятельности преступной группы”.

Семь членов “Комиссии 44”, независимой группы, созданной в конце 2021 года для расследования смерти Зиёбекова, были арестованы и находятся в числе задержанных. 30 июня суд приговорил двух членов 44-й комиссии Шафтолу Бекдавлатова и Худжамри Пирмамадова к 18 годам лишения свободы по обвинению в организации преступного сообщества и получении финансовой помощи из-за рубежа.

Среди других задержанных членов группы – Манучехр Холикназаров, глава Ассоциации юристов Памира; Фаромуз Иргашов, адвокат, возглавляющий Комиссию 44; и Хурсанд Мамадшоев, брат задержанной активистки и журналистки Ульфатхоним Мамадшоевой. Все они обвиняются в “участии в преступном сообществе” по статье 187 Уголовного кодекса Таджикистана. Суд над самой Мамадшоевой продолжается, и государственное обвинение просит для нее 25 лет тюремного заключения, а для ее бывшего мужа генерала Холбаша Холбашова – пожизненный срок по обвинению в заговоре против государства и организации майских протестов.

По меньшей мере семь из задержанных были похищены или насильственно возвращены в Таджикистан из России в июне и июле без обеспечения защиты их прав. Все они были активными членами памирской диаспоры в России, которые высказывали критические взгляды на действия правительства Таджикистана в связи с ноябрьскими и майскими протестами.

Ораз Вазирбеков и Рамзи Вазирбеков, оба граждане России, пропали без вести в московском аэропорту Домодедово 29 июля. Они через сутки появились в опубликованном видео из Душанбе, в котором заявили, что добровольно вернулись в Таджикистан, чтобы помочь официальному расследованию событий в ГБАО. Ранее Вазирбековы выражали опасения, что их могут похитить таджикские спецслужбы. Их нынешнее местонахождение не разглашается. Тремя другими активистами памирской диаспоры в России, которые были насильственно возвращены в Таджикистан, являются Джонибек Чоршанбиев, Муслим Наврузов и Руслан Пулодбеков.

Ранее в конце 2021 года и начале 2022 году две другие влиятельные фигуры памирской диаспоры – Амриддин Аловатшоев и Чоршанбе Чоршанбиев – были также насильственно возвращены из России в Таджикистан, где были арестованы сразу по прибытии. 13 мая Чоршанбиев был приговорен к 8 с половиной годам тюремного заключения по обвинению в “публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя” в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса. Аловатшоев был приговорен к 18 годам тюремного заключения по целому ряду неустановленных уголовных обвинений.

7 июля Европейский парламент принял резолюцию, призывающую власти Таджикистана немедленно провести эффективное и независимое расследование насильственных столкновений в регионе во время и после протестов в ноябре 2021 года и мае 2022 года, в частности применения силы сотрудниками правоохранительных органов, гибели протестующих и предполагаемых пытки со стороны сил безопасности. Резолюция призывает к немедленному освобождению произвольно задержанных правозащитников, журналистов и активистов гражданского общества.

13 июня организация “Наблюдение за геноцидом”, которая координирует альянс из более чем 90 организаций, занимающихся предотвращением геноцида, выпустила предупреждение в отношении Таджикистана, в котором говорится об усилении правительственной слежки, задержаний и преследований этнических памирцев в регионе.

“Таджикские суды превратились в конвейерную ленту для производства длительных тюремных сроков без надлежащего судебного разбирательства для всех, кто связан с майскими протестами”, – говорит Сынат Султаналиева, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. “Власти Таджикистана должны прекратить эту несправедливость и выполнить свои международные обязательства по прекращению незаконных задержаний и обеспечению справедливого судебного разбирательства”.

Оригинал статьи на английском языке можете прочесть по ссылке внизу:

Tajikistan: Autonomous Region Protesters Denied Fair Trials

Crackdown on Pamiri Minority Includes Forced Disappearances, Closed Trials Without Lawyers

https://www.hrw.org/news/2022/08/23/tajikistan-autonomous-region-protesters-denied-fair-trials

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button