АфганистанВ регионе и миреВидео

КОМАНДИР ТАЛИБОВ УГРОЖАЕТ ЗАХВАТИТЬ ТАДЖИКИСТАНА ЗА НЕДЕЛЮ

Заместитель командира расквартированного в пограничной с Таджикистаном афганской провинции Тахар 217-го армейского корпуса талибов мулла Джан Мохаммад Хамза, известный как мулла Джану, заявил, что их силы способны захватить Таджикистан за неделю. Об этом 3 августа 2022 года сообщило кабульское издание “8 собх” (“8 утра”). Осенью 2021 года одни из пресс-секретарей Талибан угрожал захватить Таджикистан в течении суток.

По словам источника издания, Мулла Джану сделал такое громкое заявление 2 августа в присутствии министра религиозной пропаганды правительства талибов, прибывшего в Тахар с рабочим визитом.

“Если Таджикистан не прекратит вмешиваться во внутренние дела Афганистана, а Россия не будет стоять за спиной Таджикистана, то наши силы в состоянии захватить Таджикистан  в течение одной недели”, – цитирует талибского командира «Азия Плюс».

Официальные органы Таджикистана еще не комментировали угрозы со стороны командира талибов. Но это не первый случай, когда  представители талибов угрожают захватом Таджикистана.

Осенью 2021 года пресс-секретарь катарского офиса талибов в ответ на поддержку анти-талибского Фронта национального сопротивления Афганистана под командованием Ахмада Масуда заявил, что «если мировое сообщество позволит, то талибы могуть захватать Таджикистан в течении суток».

А в мае 2022 года Гульбеддин Хекматияр, бывший премьер-министр Афганистана, в своем выступлении обвинил правительство Таджикистана в том, что на своей территории приютил вооруженную оппозицию нынешних властей Афганистана. Он назвал это “враждебным актом” и “фактическим объявлением войны против Афганистана”. Хекматияр пригрозил, что в ответ, нынешние правители Афганистана могут на своей территории создать условия для принятия вооруженных группировок таджикской оппозиции и таким образом, создать серьезные проблемы для правительства Афганистана, которого он назвал “маленьким, слабым и уязвимым”.

Гульбеддин Хикматияр, который выступал на дари, обращаюсь к властям Таджикистана, заявил: “Когда вы приютили у себя афганскую вооруженную оппозицию, знаете, как это называется? Это ничто иное, как объявление войны против соседней страны. Вот что это значит! То есть вы фактически объявили войну против Афганитана. Вы приютили его вооруженную оппозицию, создали для них базы, условия тренировок и даже обеспечиваете оружием. К сожалению, Душанбе яро защищает тех, кто требует минимум 40% в правительстве Афганистана”.

Гульбеддин Хикматияр несколько раз повторно обвинил Душанбе в объявлении войны против Афганистана и добавил, что “у такого враждебного, безосновательного акта может быть лишь одно последствие: Афганистан тоже может принять решение приютить вооруженную оппозицию таджикского правительства. И если это случится, знаете, с какими последствиями столкнется слабый, маленький и уязвимый Таджикистан? Две или три тысячи боевиков достаточно, чтобы Душанбе пришлось очень туго в нормализации обстановки”.

Бывший полевой командир призвал Душанбе пересмотреть свою позицию в отношении нынешних правителей Афганистана и “вместо вражды и розни выбрать путь взаимопонимания и терпимости друг к другу”.

Таджикистан остается одной из немногих стран, которые не идут на контакты с новыми правителями Афганистана  и настаивают на создание инклюзивного правительства как главное условия признания режима талибов.

Многие из членов бывшего правительства Афганистана, а также лидеры Фронта национального сопротивления Афганистана, чьи силы воюют против талибов, приютились в Таджикистана.

В свою очередь, в рядах Талибон воевали десятки боевиков-уроженцев Таджикистана, которые посли прихода талибов к власти в Афганистане, грозились перенести свой «джихад» по эту сторону реки Пяндж.

Угрозы Хикматияра дать плацдарм вооруженным группам таджикской оппозиции прозвучали в тот момент, когда, согласно информации российского комментатора Андрея Серенко, в рядах таджикской оппозиции началось формирование “военного крыла”. Собеседник Серенко заявил, что они недовольны методами борьбы нышешней оппозиции и намерены создать вооруженные группировки против нынешнего правительства Таджикистана.

Гульбеддин Хикматияр в 80-е и 90-е годы был одним из самых известных полевых командиров афганских моджахедов. Основатель Исламской партии Афганистана в 1994-1995 г.г. сереьзно разрушил Кабул ракетными обстрелами, требуя у президента Б.Раббани и его министра обороны Ахмад Шаха Масуда сдать власть ему. Потом он долгие годы провел в условиях полуизоляции в Иране. Вновь захватив власть в Афганистане в августе 2021 года, радикальное движение Талибан назначил Хикматияра имамом одного из крупных мечетей Кабула. Он с трибуны этой мечети часто произносит противоречающие проповеди, в том числе и с критикой властей Таджикистана.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button