“РЕПОРТЕРЫ БЕЗ ГРАНИЦ” НАЗВАЛИ ОБВИНЕНИЯ ПРОТИВ 4 ТАДЖИКСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ ЛОЖНЫМИ
Международная организация «Репортеры без границ» назвала выдвинутые против четырех арестованных независимых таджикских журналистов обвинения «ложными» и осудив такие методы для запугивания СМИ, призвала власти Таджикистана освободить всех четырех арестованных: Далера Имомали, Абдулло Гурбати, Завкибека Саидамини и Абдусаттора Пирмухаммадзода. “Репортеры без границ” (RSF) уверены, что эти журналисты пострадали за критику нынешнего правительства Таджикистана. Заявление “Репортеров без границ” было опубликовано 28 июля 2022 года, в день рождения Далера Имомали.
“В результате усиления цензуры и клеветнической практики в отношении СМИ журналистам грозит тюремное заключение после каждого расследования”, – заявила Жанна Кавелье, глава отдела RSF по Восточной Европе и Центральной Азии. “Власти Таджикистана должны прекратить использовать ложные обвинения, чтобы заставить замолчать журналистов, критикующих правительство, и должны освободить тех, кого они задержали”.
Авазмад Гурбатов (Абдулло Гурбати), корреспондент независимого информационного агентства “Азия-Плюс”, и Далер Имомали, свободный репортер-расследователь, находятся под стражей с 15 июня. Двое других журналистов, которые раньше сотрудничали с ними – Завкибек Сайдамини и Абдусаттор Пирмухамадзода, были арестованы 8 и 9 июля после того, как публично поддержали своих арестованных коллег.
Гурбатов, более известный под псевдонимом Абдулло Гурбати, и Далер Имомали были арестованы 15 июня после расследования произвольного сноса домов в столице Душанбе по приказу правительства. Гурбати был обвинен в “насилии в отношении представителя власти”, в то время как Имомали, который часто освещает социальные беспорядки и напряженность на местном уровне между жителями и чиновниками, был обвинен в “незаконной предпринимательской деятельности” со своим каналом на YouTube и “ложном доносе”.
За несколько дней до ареста Имомали в течение пяти часов допрашивался местыми органами, которыеизбили его и заставили удалить видеоролики о сносе домов со своего канала YouTube (на котором у него 149 000 подписчиков).
После их ареста 15 июня глава района Шохмансур Билол Иброхим заявил, что их видеосъемка мешала работе властей, которым журналисты якобы не сказали, что они снимают.
После долгого молчания о причинах задержания Гурбати власти, наконец, объявили 19 июля, что он обвиняется в членстве в экстремистской группировке и сотрудничестве с ней – обвинения, наказуемые тюремным заключением на срок до восьми лет. Те же обвинения – наряду с другими – были выдвинуты против Имомали несколькими неделями ранее, но дело было классифицировано как секретное, что препятствует разглашению информации о его задержании.
Содержался без связи с внешним миром
“Репортеры без границ” считают, что стратегия, применяемая властями в отношении Гурбати и Имомали, часто используется таджикскими властями для того, чтобы заставить журналистов замолчать. Журналистов сначала арестовывают по относительно “незначительным” обвинениям, но, прежде чем они могут быть освобождены, объявляются гораздо более серьезные обвинения.
Саидамини был арестован в Душанбе 8 июля, а затем доставлен в Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Министерства внутренних дел в Вахдате, городе в 20 км к востоку от столицы. После вызова на допрос 9 июля Пирмухамадзода был помещен под стражу на 10 дней за “неповиновение полиции” и с тех пор содержится без связи с внешним миром. Его семья узнала из сообщений СМИ 15 июля, что теперь он обвиняется в “публичных призывах к экстремистской деятельности”, за что ему грозит до пяти лет тюремного заключения.
Длительная кампания запугивания
“Репортеры без границ” пишут, что с 2015 года президент Эмомали Рахмон создал атмосферу террора, которая способствует преследованию журналистов и побуждает их подвергать себя цензуре. Журналисты могут свободно выражать свое мнение только на онлайн-платформах, таких как YouTube, но делают это с риском подвергнуться преследованиям.
Журналисты также подвергаются целенаправленному насилию. Гурбати подвергся физическому нападению в 2020 году без какой-либо реакции со стороны таджикской милиции. Трое нападавших на него были в конечном итоге идентифицированы благодаря международной кампании, в которой участвовала и RSF, но им просто назначили штраф в размере около 50 евро каждому и отпустили.
Ужесточение правительственных репрессий в отношении независимой журналистики продолжается с 2021 года, когда на телеканалах и радиостанциях была введена официальная цензура.
“Власти пытаются установить тотальный контроль над общественным мнением в стране”, – говорит Нуриддин Каршибоев, глава Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), партнера RSF. “Но нет никакой гарантии, что власти выиграют от этого. Эти действия приведут к негативной реакции со стороны международного сообщества и в конечном итоге очень плохо скажутся на имидже Таджикистана”.
Заняв 152-е место из 180 стран во Всемирном индексе свободы прессы RSF за 2022 год, Таджикистан в этом рейтинге по сравнения с 2015 годом опустился на 36 позиций.