ТТТ: ТАДЖИКСКИЙ БОЕВИК МАХДИ АРСАЛОН СОЗДАЕТ “ТАДЖИКСКИЙ ТАЛИБАН” (ВИДЕО)

Саджад Нуристани (Sajjad Nuristani), независимый афганский журналист и бывший высокопоставленный сотрудник администрации президента Афганистана, 16 июля 2022 года сообщил в Твиттере о том, что Мухаммад Шарифов, известный как Махди Арсалон, один из полевых командиров боевиков – уроженцев Таджикистана и лидер запрещенной в Таджикистане радикальной группировки “Джамаат Ансаруллах” вместо “Ансаруллах” создает новое движение под громким названием Таҳрики Толибони Тоҷикистон (ТТТ, Таджикское движение Талибан). Ранее боевиков –уроженцев Таджикистана, которые воевали в рядах афганского Талибан, тоже называли “таджикскими талибами”.
Вот что пишет Нуристани о переименовании или, так сказать, “ребрендинге” руководимого Арсалоном “Ансаруллаха”: “Воодушевленный Афганским движением Талибан, Мухаммад Шарифов, известный как Махди Арсалон, учредил Таджикское движение Талибан (Таҳрики Толибони Тоҷикистон, ТТТ). Арсалон – гражданин Таджикистана и лидер “Ансаруллаха”. У него сейчас под рукой более 250 боевиков. Талибское правительство Афганистана недавно назначило его главой поста сил безопасности вблизи границы с Таджикистаном”.
Махди Арсалону примерно 25 лет. Он представляет новое поколение боевиков из Таджикистана.
Арсалон родился в селе Шербегиён джамаата Сафедчашма Нурабадского района на востоке Таджикистана в семье бывшего бойца Объединенной таджикской оппозиции Мирходжы Шарипова. Его отец приходился сватом основателю “Ансоруллахха” Амриддину Кабирову ( его дочь замужом за сына Кабирова). Мирходжа Шарипов был убит в 2011 года во время спецоперации против группировки Муллы Абдулла Рахимова в Раштской долине на востоке Таджикистана.
Присутствие Арсалона и его боевиков в Афганистане всегда раздражало власти Таджикистана. Беспокойство в Душанбе увеличилось после того, как в августе 2021 года власть в Афганистане захватили боевики из радикального движения Талибан, с которыми в Афганистане Арсалон воевал вместе.
Сразу после прихода талибов к власти, боевики Арсалона обезглавили на границе с Таджикистаном нескольких афганских пограничников и угрожали стоявшим по другую сторону реки Пяндж таджикским пограничникам, что следующий раз они придут за ними.
Вскоре поступила информация о том, что ответственность за 5 постов на границе с Дарвазским районом Таджикистане было передано Арсалону, что тоже не прибавило оптимизма в Душанбе.
А на днях напротив Дарваза на горе крупными буквами буквально на камне написали имя Арсалона, что также сильно раздражает власти Таджикистана.
Представители режима Талибан пытаются успокоить таджикскую сторону словами о том, что не надо беспокоиться по поводу какой-то надписи на горе и талибы не допустят, чтобы кто-либо использовал территорию Афганистана как плацдарм для создания угроз для соседей, в том числе для Таджикистана.
Но Саджад Нуристани в интервью новостному порталу “Бомдод” заявил, что нельзя верить талибам на слово.
“Арсалон в афганском Бадахшане находится под полным покровительством главного бадахшанского талиба Кари Фсехиддина и всегда пользовался определенной поддержкой нового режима Талибан. Несомненно, у талибов есть некоторые обязательства перед своими союзниками, в том числе перед “таджикскими талибами” под командованием Арсалона, с которыми многие годы воевали бок о бок. Угрозу Арсалона пытаются показать очень крупным и серьезным, но на самом деле, у него нет таких сил, чтобы разрушить ситуацию в Таджикистане. Но Арсалон в силах создать опеределенную головную боль ни на границе с Таджикистаном или может быть использован как средство давления против Душанбе для реализации целей из задач заинтересованных сил”, – считает Нуристани.
Другой афганский аналитик, беседовавший с “Бомдод” из Кабула на условиях анономности сказал, что талибы могут использовать присутствие Арсалона и его боевиков на своей территории как средство давления на Душанбе, чтобы вынудить таджикскую сторону к некоторым уступкам, например, к прекращению активной поддержки анти-талибской коалиции под командованием Ахмада Масуда, или вынудить Таджикистан к началу контактов и переговоров с ними для решения вопроса с Арсалоном.
“Понятно, что любой контакт и любые переговоры с Душанбе для нового режима Талибан будет считаться крупным достижением и они будут показывать эти контакты как шаг Душанбе к практическу признанию их режима”, – считает собеседник “Бомдод”.
Он также считает, что силы у Арсалона очень слабые, но его угрозу пытаются представить как серьезную, чем он есть. Но он напомнил, что в свое время, движение Талибан тоже состоял из студентов Пешаварских медресе и выглядел очень слабым. Но очень скоро оно превратилось в такую силу, что смогло почти 20 лет не только воевать с практически всемирной коалицией, но дажа в итоги добиться практической победы и вернуться к власти.
Боевики Талибан в августе 2021 года, на фоне ухода сил международной коалиции под командованием США и НАТО, захватили власть в Афганистане, свергнув президента Ашрафа Гани. Таджикистан сразу заявил о поддержки воюющего с новым режимом Талибан Фронта национального сопротивления Афганистана под командованием Ахмада Масуда и заявил, что не будет признавать новые власти в Кабуле, если талибы на создадут инклюзивное правительство и не выделят в нем достойное место представителям этнических меньшинств, особенно таджикам Афганистана, которые, как заявил президент Таджикистана Эмомали Рахмон, составляют 46% населения той страны.
Это сильно разгневило талибов и один из их представителей даже пригрозил, что если мировое сообщество не станет вмешиваться, то талибы за 24 часа захватят Таджикистан. А недавно бывший полевой командир афганских моджахедов Гульбиддин Хекматьяр заявил, что Афганистан тоже может дать на своей территории плацдарм для деятельности вооруженной оппозиции нынешнего правительства Таджикистана. Скорее всего, Хекматьяр имел ввиду в том числе Махди Арсалона и его боевиков.