ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ КОНЕЦ? ЭМОМАЛИ РАХМОН ЕДЕТ В ИРАН. ВПЕРВЫЕ С 2013 ГОДА!
Иранского агентство Фарсньюс сообщило, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон 29 мая 2022 года едет в Иран с официальным визитом по приглашению своего иранского коллеги Ибрагима Раиси. Фарсньюс сообщает, что Эмомали Рахмон едет в Тегеран во главе крупной делегации и в ходе его визита намечены переговоры двух президентов и делегаций двух стран, а также подписание документов о сотрудничестве Тегерана и Душанбе в научной, культурной, политической и экономической сферах.
Прессғслужба президента Таджикистана 29 мая сообщила, что в Международном аэропорту Душанбе Эмомали Рахмона провожали главы обоих палат парламента, премьер-министр, первый заместитель руководителя Исполнительного аппарата президента и другие официальные лица.
Согласно официальному сообщению, в ходе этого визита в Иран Эмомали Рахмона сопровождают министр иностранных дел, помощник президента по вопросам внешних связей, генеральный прокурор, министры энергетики и водных ресурсов, экономического развития и торговли, транспорта, финансов, председатель Государственного комитета по землеустройству и геодезии, председатели комитетов по охране окружающей среды и развитию туризма, председатель Хатлонской области, Председатель Торгово-промышленной палаты и другие официальные лица.
Эмомали Рахмон последний раз посещал Иран еще в 2013 года, когда ездил на церемонию инаугурации тогдашнего президента Исламской республики Хасана Рохани.
Ибрагим Раиси совершил официальный визит в Таджикистан в сентябре 2021 года, во время саммита глав стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. Он тогда пригласил Эмомали Рахмона посетить Иран с ответным визитом. Фарсньюс напоминает, что именно на саммите в Душанбе Иран наконец, спустя многих лет была принята заявка Ирана на полноправное членство в ШОС.
Отношения двух стран в последние годы переживали очень трудные времена.
Душанбе обвиняет Исламскую республику в поддержке и даже финансировании таджикской исламской оппозиции и по этой причине на правах страны-учредителя даже наложил вето на принятие Ирана в члены Шанхайского организации сотрудничества (ШОС).
Иранские власти отрицают обвинению в финансировании таджикской оппозиции, особенно ПИВТ – запрещенной ныне в Таджикистане Партии исламского возрождения. В свою очередь, Тегеран требует вернуть более 2 миллиарда евро иранского миллиардера Бабака Занджани. Приговоренный за коррупцию к смертной казни в Иране Занджани на суде утверждал, что деньги, добытые от продажи иранской нефти в обход международных санкций, он спрятал в Таджикистане. В Душанбе это отрицают.
Но в последнее время отношения между Душанбеи Тегераном после нескольких лет “холодной войны” начали улучшаться, первым вестником которого стал прошлогодный визит Раиси в Душанбе. А в мае 2022 года во время визита главы Генштаба армии Ирана в Душанбе, две страны запустили первое совместное военное предприятие, которое будет выпускать беспилотные летательные аппараты марки “Абабил”.
Многие связывают улучшение в отношениях Таджикистана и Ирана к последним событиям в Афганистане: установлению нового режима радикальной группировки Талибан и усиления угрозы еще более радикальной группировки ИГИЛ – Хорасан. По мнению экспертов, угрозы, исходящие из Афганистана вынуждают Тегеран и Душанбе пересмотреть свои отношения.
Иран наряду с Россией и Индией во второй половине 90-х и начале 2000-х был одним из основных спонсоров воюющего с первым режимом Талибан Северного альянса под командованием легендарного Ахмад Шаха Масуда. Тогда помощь силам Масуда передавалось в основном через территорию Таджикистана, открыто поддерживающего таджиков Афганистана.
Сейчас Таджикистан также открыто поддерживает воюющих с новым режимом Талибан силы Фронта национального сопротивления Афганистана под командованием Ахмада Масуда, сына Ахмад Шаха. И Душанбе тратит много усилий, чтобы побудить бывших союзников Масуда –старшего, особенно Ирана, теперь поддержать Масуда-младшего.
Иран вначале приветствовал новый режим талибов за то, что они смогли вынудить уйти из Афганистана международную коалицию под командованием США. Но впоследствии Ирна приютил у себя и некоторых противников Талибан, в том числе бывшего губернатора Герата Исмаил Хана и семью Масуда. В Иран под предлогом навестить членов семьи стал часто ездить и Масуд –младший.
Правда пока не ясно, будет ли Иран как в 90-е открыто поддерживать новую анти-талибскую коалицию?
Как известно, в 1997 году, создав коалицию для поддержки Северного альянса, Иран и Россию вынудили правительство Таджикистана и Объединенную таджикскую оппозицию подписать соглашение о мире, чтобы гражданская война в Таджикистане не мешала переправке военной помощи силам Ахмад Шаха Масуда.
На этот раз оттепель в отношениях Душанбе и Тегерана наступает в то время, как деятельность ПИВТ, считающаяся самой крупной про-иранской политической силой в Таджикистане, запрещена в этой стране с 2015 года, а в последние годы в Таджикистане по таким обвинениям как “шпионаж” в пользу Ирана и пропаганда шиизма, были осуждены много выпускников иранских вузов.
Остается неясным, повлияет ли улучшение отношения Душанбе и Тегерана на атмосферу в политической сцене Таджикистана, которая все еще остающейся враждебной по отношению к ПИВТ и к выпускникам иранских вузов?