В регионе и миреВидеоПолитика

В ТУРКМЕНИСТАНЕ СЫН СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ ВМЕСТО ОТЦА

 Впервые в Центральной Азии был осуществлен давно ожидаемый транзит власти от отца к сыну: На досрочных выборах президента Туркменистана, как и ожидалось, победил 40-летний Сердар Бердымухамедов, единственный сын и наследник нынешнего президента Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедова. Согласно официальным данным, 12 марта за младшего Бердымухамедова проголосовали почти 73% участвовавших на выборах избиратели.  Его соперники, которые играли роль «массовки», чтобы придать туркменским выборам видимость альтернативности, получили от 1 до 11%. Так, ближайшим преследователем сына нынешнего президента стал 45-летний  безпартийный кандидат, проректор Туркменского института физкультуры и спорта Хыдир Нуннаев, получивший 11,09%.  А заместитель хякима Марыйского велаята Агаджан Бекмырадов, выдвинутый от Аграрной партии Туркменистана, с 7,22% голосов занял третье место. Остальные 6 кандидатов получили 1-2%.

Таким образом, Сердар Бердымухамедов был избран президентом Туркменистана, этой богатой нефтью и газом центральноазиатской республики на 7 лет и стал первым в этом регионе, кто на кресле главы республики заменяет своего отца.

План по передаче власти Сердару в Туркменистане рассматривался уже несколько лет, но процесс стали форсировать после 11 февраля 2022 года, когда его отец Гурбангулы Бердымухамедов на 15-й годовщине своего прихода к власти,  на внеочередной сессии Халк Маслахаты, с прошлого года являющегося верхней палатой парламента этой страны, 64-летний Бердымухамедов намекнул на усталость и заявил, что пришло время дать  дорогу молодым». Как потом оказалось, под «молодым» он имел ввиду своего сына Сердара.

О возможном транзите власти от отца к сыну в странах Центральной Азии говорили давно, но до сих пор в этом регионе никто из авторитарных лидеров не осмелился реализовать это.

В Узбекистане Гульнара Каримова, старшая дочь первого президента этой республики всесильного Ислама Каримова, которую в течении долгих лет считали возможной преемницей отца, еще при жизни Каримова оказалась под домашним арестом под грузом обвинений в коррупции на сотни миллионов долларов, а после смерти отца в 2016 году и вовсе  была осуждена на реальный срок и сейчас отбывает наказание в женской тюрьме ЗангиАта под Ташкентом.

В Казахстане таким же образом долгое время возможной преемницей первого президента страны считали его старшую дочь Даригу, которая при отце сделала большую карьеру, добравшись до таких постов, как вице-премьер и глава Сената. Но в марте 2019 года Назарбаев вопреки всем ожиданиям, передал свой президентский пост «чужому» Касым-Жомарту Токаеву.  Токаева почти три года держали в роли номинального президента, а все бразды управления страной по-прежнему сохранились за Назарбаевым и его командой. Но в январе 2022 года, воспользовавшись кровавыми протестами, Токаев смог ускользнуть из-под «отеческой опеки» Назарбаева и серьезно укрепил свою власть, оттеснив Назарбаева с командой с авансцены.

После того как Токаев так «кинул» Назарбаева, вариант с передачей власти «промежуточному президенту» как в Казахстане, было очевидно, что никто из правителей-долгожителей региона больше не будет рисковать и не допустит к рулю «чужих» даже на «временных началах», как задумывал Назарбаев в Казахстане.

В бывшем СССР  первой такая форма передача власти от отца сыну была осуществлена еще в 2003 году в Азербайджане, где умирающий тогдашний президент этой богатой нефтью республики Южного Кавказа Гейдар Алиев успел сделать сына Ильхама Алиева своим преемником.

 А за Туркменистаном, скорее всего, по этому пути последует Таджикистан, где уже несколько лет готовят Рустами Эмомали, старшего сына нынешнего президента Эмомали Рахмона в его наследники, но внешние факторы и сопротивление внутри местных элит до сих пор мешали реализации этого плана.

Бердымухамедов-старший как глава государства больше был известен своими своеобразными выходками, например, сочинением музыки, исполнением своих творений вместе с внуками, тренировках в своем собственном фитнес-зале или тем, как учил спецназовцев стрелять из оружия и бросать ножи. Как поведет себя его сын и куда Бердымухамедов-младший поведет Туркменистан, пока неясно.

Сердар Бердымухамедов родился 22 сентября 1981 года в  Ашхабаде в семье тогда еще врача-стоматолога Гурбангулы Бердымухамедова. У Сердара двое сестёр — Гульджахан и Гульшан.

Он в 2001 году окончил Туркменских сельхозуниверситет по специальности инженер-технолог. Начал трудовую карьеру главным специалистом в Управлении внешнеэкономических отношений Ассоциации пищевой промышленности Туркменистана. В 2008—2011 годах Сердар Бердымухамедов числился советником-посланником посольства Туркменистана в Москве, где одновременно окончил Дипломатическию академию при МИД РФ.

В 2011—2013 годах  он работал советником в постоянном представительстве Туркменистана при офисе ООН в Женеве. В 2013 году был назначен начальником отдела по европейским странам МИД. В августе 2014 года он защитил кандидатскую, а уже в июле 2015 года, защитив докторскую, Сердар Бердымухамедов стал доктором технических наук.

В 2016 был назначен начальником Департамента по международной информации МИД, 30 марта 2018 года – заместителем министра иностранных дел, 1 января 2019 года – заместителем губернатора Ахалской области, и уже 18 июня 2019 года – главой этой области. Сердар Бердымухамедов продолжая свой стремительный карьерный взлет  7 февраля 2020 года был назначен министром промышленности,  а 11 февраля 2021 года –  уже вице-премьер-министром Туркменистана. При чем, до этого в стране отсутствовала такая должность «вице-премьер-министр», так как в  Туркменистане нет и самой должности «премьер-министра», а главой Кабинета министров является сам президент.

Сердар Бердымухаммедов женат с 2001 года. Личная жизнь семьи Бердымухамедовых не афишируется, но по некоторым данным, у него четверо детей — сын и трое дочерей.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Back to top button