Международная организация “Transparency International“, расследующая вопросы коррупции в странах мира, в своем ежегодном докладе “Индекс восприятия коррупции 2021“ (“Corruption Perceptions Index 2021”) вновь отвела Таджикистану 150-ю позицию среди 180 стран.
Таджикистан с 2018 году уже четвертый год подряд получает 25 баллов из 100 возможных в ежегодном докладе “Transparency International“. Самая лучшая оценка уровня коррупции в Таджикистане – 26 баллов – была отмечена в 2015 году, когда Анти-коррупционное агентство Таджикистана возглавлял старший сын президента Рустами Эмомали, а самая худшая – 21 баллов – и попадание в 20-ку самых коррумпированных государств мира было зафиксировано в 2017 году, после ухода Рустами Эмомали из анти-коррупционного ведомства и ареста целой дюжины высокопоставленных борцов с коррупцией за получение взяток и другие преступления.
Таджикистан называет коррупцию серьезным препятствием на пути развития страны и даже угрозой своей национальной безопасности. Для борьбы с этим недугом еще в 2007 году в стране было создано отдельное Агентство по борьбе с коррупцией. Но критики считают, что власти Таджикистана рамки борьбы с коррупцией ограничили арестом мелкий «рыбешек», наподобие сотрудников местных джамаатов и военкоматов, землемеров и преподавателей, но абсолютно не трогают крупных «акул», большинство которых имеют влиятельных опекунов в самых высших эшелонах правительства Таджикистана.
Из других стран региона в докладе “Индекс восприятия коррупции 2021“ самая высокая позиция – 102-я – у Казахстана, у которого 37 баллов. Узбекистан с 28 баллами расположился на 140-й, а Кыргызстан с 27 баллами – на 144-й позиции. Хуже Таджикистана по коррупции дела обстоят лишь в Туркменистане. Страна с самыми крупными газовыми и нефтянными ресурсами с 19 баллами заняла 169-е место в рейтинге “Transparency International“. У России 29 баллов и 136-я позиция.
Несмотря на относительно высокую позицию Казахстана, авторы доклада упомянули недавние протесты в этой стране против роста цен на топлива, коррупции и неравенства. Несмотря на некоторые улучшения за последнее десятилетие, показатель страны по-прежнему значительно ниже среднемирового. В стране принято новое антикоррупционное законодательство, власти проводят громкие расследования, однако обвинения в коррупции в адрес семьи бывшего президента Нурсултана Назарбаева остаются без внимания.
«Протесты показывают, что необходимо бороться с коррупцией в секторах с высоким риском, таких как нефть и газ. Другими неотложными приоритетами являются искоренение коррупции в правоохранительных и судебных органах, а также создание условий для существования гражданского общества», – отмечают авторы.
По итогам 2021 года рейтинг стран с самым низким уровнем коррупции возглавляют Дания, Новая Зеландия и Финляндия (по 88 баллов), Норвегия и Сингапур (по 85), Швейцария (84), Нидерланды (82), Люксембург (81) и Германия (80), а последние строчки в индексе занимают Сирия, Сомали и Южный Судан, у которых всего по 13 баллов из 100 возможных, Венесуэла (14), а также Йемен, Северная Корея и Афганистан (по 16 баллов).
В своем докладе “Transparency International“ отмечает, что самые низкие позиции в их рейтинге заняли именно страны, где нарушаются гражданские свободы.
«По мере того, как права и свободы ослабляются, а демократия приходит в упадок, набирает силу авторитаризм, способствуя еще более буйному расцвету коррупции, – заявил Даниэль Эрикссон, представитель секретариата организации. – Transparency International призывает правительства действовать в соответствии со своими обязательствами по борьбе с коррупцией и защите прав человека, а также побуждает людей со всего мира объединить свои усилия и требовать перемен».