ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ИЗ ХОРОГА: ИНТЕРНЕТА ДО СИХ ПОР НЕТ, ЯТИМОВ НАЗВАЛ ГУЛЬБИДДИНА ПРЕСТУПНИКОМ
Источники “Бомдод” сообщают, что Саймумин Ятимов, глава Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана, 1 декабря на встрече с активистами в Хороге показал видеозапись избиения сотрудника органов и заявил, что это был Гульбиддин Зиёбеков, чья смерть после задержания 25 ноября привела к волне крупных протестов в Горно-Бадахшанской Автономной Области. Но, как сообщают очевидцы, один из активистов на той встрече заявил, что даже если бы Зиёбеков и был виновным, это должен был установить суд, а не должен был быть убитым без следствия и суда.
Напомним, согласно итогам 10-часовых переговоров между властями ГБАО и представителями митингующих, завершившими вечером 28 ноября, дело о смерти Зиёбекова должны расследовать вместе с членами “комиссии 44”, избранной протестующими.
Власти по итогам тех переговоров обещали к утру 30 ноября восстановить мобильную связь и Интернет в Хороге и его окрестностях. Но согласно информации жителей, мобильная связь восстановлена лишь частично, а доступу к Интернету у населения все еще нет.
“Интернет дали только госучреждениям и банкам. Остальные могут войти в Интернет только когда находятся внутри офисов банков или госучреждений. И то если смогут получить доступ к вайфай. Обычно сотрудники этих офисов разрешают своим близким знакомым войти в Интернет на короткое время, чтобы проверить свои почты или мессенджеры. А по другому, ни у кого доступа к Интернету нет”, -рассказал в беседе с “Бомдод” один из жителей Хорога, который смог войти в Интернет из офиса местного филиала одного из банков.
В расследовании дела о смерти Гульбиддина Зиёбекова также нет никаких продвижений. В официальной и про-правительственной прессе его продолжают клеймить” преступником”, а последние протесты в Хороге называют делом рук “главарей преступных группировок”.
В том числе в подробной статье, распространенной через подконтрольных ГКНБ изданий и платформ, говорится, что неофициальные лидеры Хорога, в том числе Мамадбокир Мамадбокиров обеспечивали протестующих водкой, вином и наркотиками, чтобы они не покинули площад у администрации ГБАО. В статье также утверждают, что якобы 27 ноября после выступления главы области Алишера Мирзонабота многие протестующие осознали “незаконность” своих действий и хотели покинуть площадь, но “главари преступных группировок” испугавшись этого учинили нападение с камнями на главу ГБАО, в результате которого депутат парламента Азиз Гиёзода и еще два чиновника получили травмы, а автомашина одной из госструктур была побита. Правда, на опубликованном видео момента выступления главы ГБАО на площади видно, что люди встретили его криками “В отставку!” и никто не собирался уходить.
В статье, написанном вероятно, органами безопасности, также сообщается, что 25 ноября прокурор Хорога и двое сотрудников прокуратуры были избиты на территории областной больницы, толпой были сломаны стекла на окнах здания областной администрации, отобраны оружия у сотрудников силовых структур и якобы ночью 25 ноября даже была совершена попытка нападения на расположение Хорогского погранотряда.
А протест уроженцев Бадахшана у посольства Таджикистана в Москве, состоящегося вечером 25 ноября, как утверждается в этой статье, организовал «еще один опасный преступник Аловатшоев Амриддин, находящийся в розыске по обвинению в изнасиловании и взятии в заложники.”
Амриддин Аловатшоев сейчас находится в России.
В статье также утверждается, что органы в связи с последними событиями возбудили уголовные дела в отношении “главарей преступных группировок” и если они добровольно не явятся в следственные органы, то в их отношении “предпримут категорические меры”. И это при том, что власти ГБАО после переговоров 28 ноября дали письменные гарантии, что никто никто из участников Хорогских протестов не будет привлечен к ответственности – ни к уголовной, ни к административной ответственности.
Источник близкий к “комиссии 44” 2 декабря в беседе с порталом “Бомдод” назвал эту статью, написанную вероятно органами безопасности, “продолжением информационной войны” и заявил, что органы такими безосновательными утверждениями хотят прикрыть свои серьезные ошибки во время Хорогских событий. Он заявил, что на площади у здания администрации ГБАО в Хороге, также как и за пределами ГБАО в том числе, в Москве и Нью-Йорке люди собрались по собственной воле и осознанно, а не под воздействием алкоголя или наркотиков, как некоторые неумело пытаются представить эти события.