Генерал-майор Нурали Шералиев, бывший заместитель Сангака Сафарова в Народном фронте, одной из сторон гражданской войны в Таджикистана и бывший начальник управления ГАИ МВД республики сккчался вечером 27 ноября на 71-м году жизни.
Один из близких покойного сообщил новостному порталу “Бомдод”, что вечером в субботу у генерала резко поднялось давление. “Его сразу отвезли из его дома в джамаате “Россия” в столичную больницу “Истиклол”, но к сожалению, еще не доехав до больницы, генерал скончался около 20 часов”, – сообщил собеседник “Бомдод”.
Тело генерала для похорон отвезли в его родной Ховалингский район на юге Таджикистана. Близкие Нурали Шералиева сообщили, что его поминальная молитва джаназа состоится 28 ноября, в 13 часов в селении Лахути Ховалингского района.
Нурали Шералиев родился 23 апреля 1951 года в Ховалинге. Отслужив в армии, он окончил факультет механики Таджикскского сельхозинститута, после которого долгие годы работал в управлении “Райсельхозтехника” Ховалингского района инженером, главным инженером, а потом и начальником. В 1991 году Нурали Шералиев был назначен заместителем председателя исполкома Ховалингского района.
В сентябре 1992 года он присоединился к Народному фронту под руководством Сангака Сафарова и сразу был назначен заместителем Сафарова и начальником штаба этой одной из воюющих сторон гражданской войны в Таджикистане.
«Надо отдать должное Шералиеву, который систематически исправлял Сафарова и направлял его энергию на осознанные поступки. Были определенные успехи и недостатки в этом плане. Но все делалось, чтобы меньше было нареканий, а больше позитивных моментов в деятельности штаба и формирований Народного Фронта… Шералиеву удалось разделять с Сафаровым неограниченную личную власть и регулировать его бесконтрольность», – писал в своим мемуарах генерал Саиданвар Камолов. У других, как писал генерал Камолов, смелости на это не хватало.
После победы Народного фронта, в апреле 1993 года Нурали Шералиев был назначен заместителем министра обороны Таджикистана. Генерал Саиданвар Камолов писал в своих мемуарах, что Нурали Шералиев было предложено ряд крупных должностей но он сам выбрал Миноборону, приводя в довод то, что большинство боевиков Народного фронта перешли в структуры именно этого министерства. В 1995 году он был назначен начальником управления ГАИ МВД Таджикистана и на этой должности проработал 10 лет.
Саиданвар Камолов
Народный генерал
Удивительной была судьба Нурали Шералиева. Я познакомился с ним, когда он учился в седьмом классе школы-интерната Ховалингского района. Он ничем особенным не выделялся среди остальных своих сверстников. Среднюю школу закончил на год раньше меня, в 1966 году. Последующие пять лет прошли незамеченными, мы были далеко и вестей друг о друге не имели. За это время я окончил школу, был призван на действительную военную службу. Шералиев также отслужил в рядах СА, демобилизовавшись, он поступил на подготовительные курсы сельхозинститута. После сдачи вступительных экзаменов был зачислен на первый курс механического факультета указанного института. В то время я уже работал следователем в Органах безопасности. После окончания института, как молодой специалист, Шералиев был направлен на работу в сельхозтехнику Ховалингского района в качестве главного инженера. Это был период, когда Минсельхоз СССР организовывал в Ховалинге аграрно-промышленные объединения по комплексному развитию животноводства. Планировалось поголовье скота довести до 50 тысяч голов. Директором АПО являлся Петров Н.П. На эти цели были выделены большие деньги из бюджета Минсельхоза СССР. Сравнительно за короткий срок приобретались автомашины типа КамАЗ, тракторы, сенокосилки и другая сельхозтехника. Были асфальтированы все дороги, строились комплексы фермы. Именно в этот период Шералиев показал себя как механизатор и организатор в «Сельхозтехнике» района. Учитывая его организаторские способности, по рекомендации Петрова он был назначен начальником «Сельхозтехники» района, где проработал до 1991 года. В указанном году был избран заместителем Председателя Ховалингского района, курирующего сельское хозяйство. Гражданская война застала его в этой должности. В сентябре 1992 года военным комиссариатом он был мобилизован в Курган-Тюбинский штаб сопротивления. Он работал в штабе, а Сафаров изучал его. Видимо, его добросовестность, ответственность за порученное дело и организаторские способности понравились Сафарову и он назначил его начальником штаба Народного Фронта. С сентября 1992 года до января 1993 года он состоял в должности начальника штаба. Благодаря его неустанной энергии все средства и силы были централизованы и все большие операции проводились с учетом обстановки на местах и со знанием дела. Принимались во внимание и учитывались оборонительные и наступательные факторы. Шералиеву удалось собрать в штаб добросовестных работников. Были введены в структуры ответственные за прессу, за средства массовой информации, за связи с иногородними корреспондентами и другие. Штаб в своей повседневной деятельности старался доводить до сведения источников массовой информации задачи Народного Фронта, его цели по восстановлению конституционного строя. Благодаря неустанной работе руководства штаба, представления о том, что в Курган-Тюбе и близлежащих к нему районах действует бандитское формирование, были развеяны. В штаб систематически приглашались иногородние журналисты, знакомясь с обстановкой на местах.
Надо отдать должное Шералиеву, который систематически исправлял Сафарова и направлял его энергию на осознанные поступки. Были определенные успехи и недостатки в этом плане. Но все делалось, чтобы меньше было нареканий, а больше позитивных моментов в деятельности штаба и формирований Народного Фронта.
Шералиеву удалось первым делом установить четкую связь со всеми подразделениями НФ, в том числе с Гиссарской долиной. Все предстоящие мероприятия по обеспечению вооруженных формирований необходимым военным обмундированием, вооружением и боеприпасами согласовывались с командиром зоны, а их исполнение немедленно докладывалось. Одновременно были изготовлены удостоверения штаба Народного Фронта и его бланки, необходимые для ведения делопроизводства. Был налажен строгий учет выдаваемого оружия членам НФ, которые призывались и зачислялись в отряды НФ. Был заведен и другой порядок учета оружия и другого вооружения, определенное количество выдавалось в штаб какого-либо района, за которое нес строгую ответственность начальник штаба. Шералиеву удалось разделять с Сафаровым неограниченную личную власть и регулировать его бесконтрольность. В то же время в ряде случаев штаб выступал в роли технического исполнителя указаний и приказаний, поступавших от руководителей НФ. За весь период работы штаба Шералиев е навещал своих детей. Он также регулировал хозяйственную работу, возложенную на начальников штабов. Были выделены ответственные работники штабов, которые отвечали за тыловое обеспечение. После переезда Сафарова в Душанбе Шералиев продолжил работу по завершению оформления документации по передаче личного состава в силовые и другие структуры органов власти. Кстати, надо отдать ему должное, что он сразу же вынес предложение о роспуске Народного Фронта в связи с тем, что он выполнил свою миссию по восстановлению конституционного строя. Нурали Шералиеву было предложено на выбор несколько должностей, но он от них отказался и заявил, что до стабилизации обстановки по возможности он бы поработал в Министерстве обороны заместителем. Его мотивация заключалась в том, что многие бойцы НФ зачислены в структуры МО и им пока необходимо чувство локтя. Эта просьба была удовлетворена , и в апреле 1993 года Шералиев был назначен заместителем Министра Обороны, где прослужил до 1995 года. В то время я был Министром безопасности, а Зухуров – Министром Внутренних дел. Посоветовавшись, мы пришли к единому мнению, что Шералиев должен работать по специальности – начальником ГАИ. Его кандидатура была одобрена, и приказом Министра он был назначен начальником Управления безопасности дорожного движения. Спустя десять лет, я думаю, что в выборе Шералиева на эту должность, мы не ошиблись. Занимая эту должность в течение десяти лет, он многое сделал в самые трудные годы для реанимации, становления и дальнейшего развития службы БДД МВД Республики Таджикистан.