АфганистанВ регионе и миреВидеоПолитика

РАХМОН ОСТАЛСЯ ОДИН: БЕЗ ПУТИНА ОДКБ НЕ ОСМЕЛИЛАСЬ ПРИНИМАТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО АФГАНИСТАНУ

В отсутствии Владимира Путина, президента России и главного  человека, принимающего решения в ОДКБ, саммит этой организации в Душанбе, состоявшийся 16 сентября, не смог принять какое-либо конкретное решение по главному вопросу повестки дня – ситуации в Афганистане, ограничившись несколькими декларативными призывами в том числе призывом ко “всем, вовлеченным в конфликт афганские сторонам, как можно скорее начать субстантивные переговоры по мирному урегулированию”, в том числе в формате расширенной “тройки” (Россия, США, Китай и Пакистан) и московский формат. ОДКБ также решил ускорить принятие целевой программы укрепления таджикско-афганской границы (эту программу каждый раз, когда ситуация в Афганистане обостряется, решают «ускорить» аж с 2013 года), а  также в через месяц провести в Таджикистане ряд масштабных учений для отработки действий в случае обострения ситуации.

ОДКБ также уточнила план оперативного развертывания и состав Коллективных сил оперативного реагирования и приняла план их переоснащения современным вооружением и техникой.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров на душанбинском саммите предложил разработать механизм действий в случае нападения одной страны – участницы ОДКБ на другую.  Жапаров видимо имел ввиду последний кровавый конфликт на таджикско-кыргызской границе, где 28-30 апреля были убиты 55 человек, ранены около 240. Оба стороны обвинили друг друга в разжигании конфликта.

Путин за день до поездки в Душанбе вдруг ушел на карантин и решил участвовать в душанбинских саммитах в режиме онлайн из своей резиденции в Ново-Огарёво под Москвой. Он ссылался на то, что десятки людей в его окружении (Кремль уточнил, что это люди, которые обеспечивали быт президенту) заразились коронавирусом и он не поедет в Душанбе, чтобы не подвергнуть опасности здоровье глав других государств.

Но многие увидели в карантине Путина дипломатический ход. По мнению наблюдателей, истинная причина неприезда Путина в Душанбе может быть, кроется в том, что Россия до сих пор не решила, какую позицию занять по отношению к талибам, захватившим власть в Афганистане после ухода сил международной коалиции.

С одной стороны, российских властей, конечно, радует то, что талибы так насолили нелюбимым Москвой США и Западу, заставив их покинуть Афганистан спустя 20 лет войны и траты более триллиона долларов. Но в Москве также понимают, что талибы – это усиление роли, места и влияния Пакистана в Афганистане и сползание нестабильности непосредственно к границам СНГ.

В отличии от Москвы и других стран региона, занявших позицию выжидания или предлагающих, как российский министр иностранных дел Сергей Лавров или президент Кыргызстана Садыр Жапаров  контактировать или даже идти на полноценные переговоры с талибами, Таджикистан занял резко анти-талибскую позиция. Президент Таджикистана  Эмомали Рахмон повторил позицию Душанбе и на саммите ОДКБ: «Катастрофическая ситуация в Афганистане напрямую влияет на Центрально-Азиатский регион коллективной безопасности.

Сегодня Афганистан находится на грани гуманитарной катастрофы.

Сложная и опасная ситуация, сложившаяся в этой стране, является проблемой не только афганского народа, но и становится одной из самых острых региональных и глобальных проблем.

Талибы отказались от своих предыдущих обещаний сформировать инклюзивное правительство при широком участии других политических сил и этнических групп страны и объявили о создании исламского эмирата на основе жёстких средневековых законов шариата во главе с членами своего движения.

Объявленный состав временного правительства не учитывает политическое, этническое и языковое многообразие, а также гендерное равноправие.

Это означает, что в ближайшие два-три года в Афганистане усилится насаждение экстремистской идеологии, многократно возрастает вероятность экспансии этих деструктивных идей в прилегающие регионы.

Таджикистан решительно осуждает все формы беззакония и преследования афганского народа.

Пользуясь военно-политическим вакуумом, различные террористические силы активно укрепляют свои позиции в стране.

На наших глазах Афганистан вновь превращается в рассадник международного терроризма.

По поступающей к нам ежедневно информации из разных регионов Афганистана, реальная ситуация на местах совершенно иная, она многократно хуже той, которая преподносится в СМИ. Это мы ясно видим на примере Панджшера.

Талибы полностью заблокировали доступ этого района к продовольствию и другим жизненно важным продуктам. ООН, Международный Красный Крест и другие международные гуманитарные организации лишены возможности выполнять свою миссию.

Таджикистан поддерживает восстановление прочного мира и стабильности в Афганистане и остается приверженцем этой позиции.

Убеждены, что проблема Афганистана не имеет военного пути решения, и для безотлагательного решения политических проблем безопасности соседней страны необходимо создать инклюзивное правительство с привлечением широких слоёв общества и участием представителей всех национальностей.

Государственный строй в этой соседней стране должен быть определён с учётом воли и позиции всех граждан страны, без всякого стороннего вмешательства.

Безразличие международного сообщества к нынешней ситуации в Афганистане может привести не только к затяжной гражданской войне в этой стране, но и к трагическим событиям, сравнимым по масштабам с терактами 2001 года.»

Иштирок дар Ҷаласаи Шӯрои амнияти дастҷамъии Созмони Аҳдномаи амнияти дастҷамъӣ (СААД)   16.09.2021

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button