ВидеоПолитикаРелигия

ЕЩЕ ОДИН СЫН ИШАНА КИЁМИДДИНА ОСУЖДЕН ЗА “ШПИОНАЖ В ПОЛЬЗУ ИРАНА”

Саидхасан Гози, 34-летний сын Ишана Киёмиддина, известного в 90-е годы таджикского оппозиционного богослова, приговорен к 11 годам лишения свободы. Информированный источник сообщил новостному порталу “Бомдод” о том, что занимающийся предпринимательством Саидхасана был арестован примерно 2 месяца назад вместе с его братьями. Его братьев потом отпустили, но Саихасан был осужден по таким тяжким обвинениям, как измена Родине  и шпионаж в пользу Ирана.

Саидхасан Гози первый раз был арестован в июле 2020 года вместе с еще 4  братьями – Саидмухаммад, Саидмухаммади, Саидхусейн и Саидяхё. Четверых отпустили, но 44-летний Саидмухаммад в ноябре 2020 года был осужден приговором суда г. Душанбе по обвинению в шпионаже в пользу Эрона. Официально приговор не опубликован нигде, но информированные источники говорили, что проходивший за закрытыми дверями суд признал сына Ишана Киёмиддина виновным в том числе в отправке в Иран нескольких граждан Таджикистана в 90-е годы и содействии в оформлении их виз.

Ишан Киёмиддин, ставший известным своими пламенными речами на митинги на площади Шахидон в центре Душанбе в 1992 году, последние годы проживал в Иране. Он был задержан в ноябре 2017 года в Санкт-Петербурге, куда ехал навестить своих родственников. Его сразу экстрадировали в Таджикистан, где уже в мае 2018 года Ишан Киёмиддин был приговорен к 25 годам лишения свободы. Его обвиняли в измене Родине, шпионаже в пользу Ирана, переходе в шиизм.  В феврале 2019 года Верховный суд Таджикистана скостил срок Ишана Киёмиддина на 18 лет, но он был убит во время бунта в колонии под г. Вахдат сторонниками ИГИЛ, которые вырезали богослову горло, обвинив его в переходе в шиизм.

Власти Таджикистана официально не комментировали задержание и приговор еще одного сына Ишана Киёмиддина, но сторонники оппозиции связывают его дело с учебой в Иране и утверждают, что в Таджикистане в последнее время идет планомерная “охота” на выпускников иранских вузов и медресе.

Махмудхон Бурхонов  в Фейсбуке пишет, что к выпускникам иранских вузов и медресе отрицательное отношении и у властей Таджикистана, и у таджикской оппозиции. “Власти обвиняют их в “измене Родине”, а оппозиция – в “измене вере”, – написал Бурхонов, ссылаясь на то, что часть тех, кто учился в Иране, подозревают в переходе в шиизм.

Проживающий в Иране, Махмудхон Бурхонов опубликовал имена 16 выпускников иранских вузов и медресе, которые осуждены в Таджикистане:

1. Салохуддин Нуриддинов, 12 лет

2. Сайидмурод Обидов, 14 лет

3. Зафар Гафуров, 14 лет

4. Рухулло Каландаров, 12 лет

5. Мухиддин Каримов, 14 лет

6. Абдулвохид Мирзоев, 12 лет

7. Бахриддин Курбонов, 6 лет

8. Мухаммад Сохибназаров, 6 лет

9. Абдурахмон Холисов, 12 лет

10. Мустафо Амируллозода, 12 лет

11. Хайрулло Шарипов, 14 лет

12. Рахим Иброхимов, 12 лет

13. Мухаммад Туйчизод, 12 лет

14. Асроруддин Розиков, 5 лет

15. Зайнулобидин Шамсиддинов, 6 лет

16. Сайидхасан Гозӣ, 11 лет

Но Афшин Муким, пресс-секретарь Комитета по делам религий месяц назад писал в Фейсбуке, что всего около 2500 граждан Таджикистана учились в Иране, большинство которыц пользуются уважением и почетом на Родине. Он в том числе напомнил то, что в течении 6 лет ректором Исламского института Таджикистана был выпускник иранского вуза Тоджиддин Асомиддинзода.

Комментирую информацию о по крайней мере 16 осужденных из числа тех, кто учился в Иране, Афшин Муким написал: Если эти цифры даже и соответствуют действительности, то можно заключить, что всего примерно 1-2% из числа выпускников иранских учебных заведений были привлечены к ответственности в Таджикистане. Это еще раз доказывает несостоятельность утверждений вражеских кругов об “аресте выпускников иранских вузов”. Если эти граждане и привлечены к ответственны, они были привлечены не за “учебу в Иране”, аз за незаконную религиозную пропаганду, получение денег у иностранных хозяев, организацию нелегальных сетей, совершение специальной деятельность на территории Таджикистана, активное сотрудничество с экстремистскими и террористическим организациями, в том числе с ТЭО ПИВТ. Это никак не касается их учебы в Иране.”

Пресс-секретарь Комитета по делам религий Таджикистана разделил тех, кто учился в Иране на 3 группы, отмечая, что озабоченность властей Душанбе в основном вызывают те, кто в Иране учился в шиитских религиозных медресе:

 “1.Граждане, которые учились в официальных вузах Ирана различным специальностям, в том числе медицинским, техническим, общественным, экономическим, филологическим специальностям. Ин примерно 500 человек. Окло 200 из них были отправлены в Иран официальными квотами правительства Таджикистана.

2.Граждаен, которые училися в иранских религиозных медресе (в шиитской системе образования). К этой группе относятся примерно 1400 человек, около 1100 из который учились в медресе города Кум. Некторые из них до сих пор живут там, они в основном жети, родственники и другие близкие пивтовцев и следуют шиизму.

3.Граждане, которые учились в основном в Систане и Балуджистане и Мешхеде в медресе иранских суннитов. К этой группе относятся около 600 человек.»

Отношения между Таджикистаном и Ираном в последние годы переживают тяжелые времена.

Душанбе обвиняет Исламскую Республику в тайной поддержке таджикской оппозиции, особенно запрещенной ныне в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) и по этой причине в качестве одной из стран-основателей заблокировал прием Ирана в число стран – наблюдателей в составе Организации Шанхайского сотрудничества.

Тегеран же подозревает Душанбе в скрытии более 2 миллиардов долларов украденных иранским милилардером Бабаком Занджани денег от продажи иранской нефти. Занджани, который в Таджикистане инвестировал в различные проекты десятки миллионов долларов, в Иране был арестован и приговорен к смертной казни по обвинению в коррупции, но иранские власти так и не смогли найти и вернуть украденные им миллиарды.

Похожие новости

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Back to top button