7 мая между имамом мечети села Дарёбод района Рудаки и его прихожанами произошел конфликт, в ходе которого имам и его сын использовали нецензурную брань. По словам свидетелей, имам разозлился на то, что прихожане были недовольны тем, что его сын возглавил совместную молитву и должен был провести пятничную проповедь.
Имамом этой мечети является Джамолиддин Неъматзода, сын покойного муфтия Таджикистана Амонулло Неъматзода. На видеозаписи видно, как один из прихожан разозлился из-за брани, которой поливал присутствующих имам. А имам набросился на этого человека, и схватив его за ворот, грубо спросил, «ты кто такой, чтобы протестовать здесь?».
В ответ этот человек говорит, что «он простой человек из Куляба и приехал сюда в гости, но он встревожен тем, что все слышали такие оскорбления».
Но имам хватил этого человека за шею и начал тащить в другую комнату мечети. Прихожане вмешались с криками «стыдно же!», «вы ведь проповедник».
Но имам продолжается разразиться грязными ругательствами в адрес прихожан и заявил в микрофон: «Если я не закрою эту мечеть, то пусть тогда я стану вашей женой. Вы больше в жизни не будете молиться в этой мечети. Умрите со своей рузой. Что, салафиты и последователи ПИВТ собрались здесь?»
ВНИМАНИЕ! ВИДЕО СОДЕРЖИТ НЕЦЕНЗУРНУЮ БРАНЬ! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
В Комитете по делам религий сообщили Радио Озоди, что будут изучать эту запись.
Это не первый раз, когда имя Джамолиддина Неъматзода попадает в заголовки новостей из-за скандалов.
В 2014 году у него был громкий скандал с известным проповедником Нуриддином Тураджонзода по поводу, кто из них должен быть имамом на поминальной молитвы джаназа жителя Рудаки. Дело было в том, что покойный завещал, чтобы его джаназу прочел именно Нуриддин Тураджонзода.
Некоторые информированные источники связывают арест Абдулхака Обидова, имама центральной мечети столичного района Шохмансур также с его разногласиями с Джамолиддином Неъматзода. Дело в том, что в качестве главного имама района Рудаки Неъматзода руководил молитвами в престижной старинной мечети села Хазрати Мавлоно. Но эту местность недавно передали в город Душанбе и мечеть перешел в Шохмансурский район, к Обидову. Источники утверждают, что потеряв свою мечеть, Неъматзода затаил обиду на Обидова и выдал его органам безопасности, обвинив в “нелояльности”.
“Действия священнослужителя будут проверены”. Сархатиб осыпал нецензурной бранью прихожан в стенах мечети
Абдулло Ашуров, Радио Озоди
Жители села Дарёбод района Рудаки говорят, что их прямо в стенах мечети оскорбил сархатиб (в каждом районе избирается один сархатиб, которые наблюдает за имам-хатибами) мулло Джамолиддин Нематзода, сын бывшего муфтия Таджикистана Амонулло Нематзода.
Попытки связаться с Джамолиддином Нематзода до публикации настоящей статьи не увенчались успехом. Его родственники сказали, что его вывели из себя прихожане мечети.
По словам свидетелей, мулло Джамолиддин разозлился на то, что прихожане были недовольны тем, что его сын возглавил совместную молитву и должен был провести пятничную проповедь.
“Ты кто такой, чтобы протестовать?”
На видео, отправленном в Радио Озоди пользователями сайта, видно, как в ночь на 7 мая один из прихожан разозлился из-за брани, которой поливал присутствующих сархатиб. Человек, которого все называют в видео мулло Джамолиддин, набрасывается на этого человека, и схватив его за ворот, грубо спрашивает «ты кто такой, чтобы протестовать здесь?».
В ответ этот человек говорит, что «он простой человек из Куляба и приехал сюда в гости, но он встревожен тем, что все слышали такие оскорбления».
В этот момент мулло Джамолиддин хватает этого человека за шею и начинает тащить его в другое помещение мечети. Прихожане вмешиваются и уговаривают сархатиба «Хазрат, не делайте этого», «вы ведь проповедник».
Но мулло Джамолиддин начинает и дальше оскорблять прихожан грязными ругательствами и кричать им в громкоговоритель «Если я не закрою эту мечеть, то пусть тогда я стану вашей женой. Вы больше в жизни не будете молиться в этой мечети. Умрите со своей рузой. Что, салафиты и последователи ПИВТ (сархатиб применяет слово «нахзатиён» – от слова нахзат в названии запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения Таджикистана – Ҳизби наҳзати исломии Тоҷикистон) здесь собрались?»
Брат мулло Джамолиддина, Саидкадам Нематзода, сказал в беседе с Радио Озоди, что прихожане своим неподобающим поведением вероятно очень расстроили его брата. «Каким бы спокойным не был бы человек, но если ему будут постоянно действовать на нервы, он не сможет себя контролировать», – сказал нам Саидкадам.
Кто такой мулло Джамолиддин и почему он разозлился?
Мулло Джамолиддин, сархатиб района Рудаки, до недавнего времени был имам-хатибом в мечети имени Хазрати Мавлоно. После того, как эта часть района Рудаки перешла в юрисдикцию города Душанбе, его поставили на должность сархатиба района, и перевели в другую мечеть.
Трое жителей села Дарёбод района Рудаки рассказали Радио Озоди, что 7 мая один из сыновей мулло Джамолиддина, Азам, пришел в мечеть перед пятничной молитвой и занял место имам-хатиба. Мулло Джамолиддин, ничего не говоря, освободил минбар для проповеди, однако в этот момент прихожане стали протестовать.
В ту же ночь, после молитвы таравих (намаз таравих читается в ночное время месяца Рамазан), мулла Джамолиддин пришел в мечеть со своим сыном, и, по словам местных жителей, его сын начал бранить прихожан. И дальше происходят события, которые запечатлены на видео.
Мнения мулло и его сына по этому поводу неизвестны, но если они будут получены, материал будет дополнен.
«Действия священнослужителя будут проверены»
Собеседник в Комитете по делам религии при правительстве Таджикистана на условиях анонимности сказал Радио Озоди, что это видео уже попало в руки компетентных властей района Рудаки. В настоящее время идет проверка по данному факту, и скорее всего, священнослужителя освободят от занимаемой должности.
Саидмукаррам Абдулкодирзода, председатель Совета улемов Таджикистана, и Нематулло Давлатов, глава отдела по делам религии района Рудаки, на звонки Радио Озоди не ответили.
Оскорбление людей имам-хатибами в стенах мечетей в Таджикистане считается редким явлением. Последователи Ислама в Таджикистане считают мечеть священным местом, и священнослужители, и прихожане обычно воздерживаются от нецензурной брани или оскорблений в стенах мечети.
Но раньше были случаи, когда в мечети были слышны ругательства со стороны государственных чиновников. В октябре 2017 года в социальных сетях был распространен видеоролик, на котором сняты ругательства со стороны Шокира Холдорова, работника отдела религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов джамоата Чоряккорон. Холдоров во дворе мечети в грубой форме оскорбляет прихожан и требует, чтобы они закрыли ее. Чиновник, осыпая прихожан нецензурной бранью, кричит, что раньше не раз запрещал прихожанам совершить намаз в этой «неофициальной» мечети, но они продолжают приходить сюда.
Жители села в видео говорят, что будут жаловаться на нецензурную брань в общественном месте. «Идите, жалуйтесь куда хотите! Всех вас объявлю салафитами!», отвечает им Шокир Холдоров.
Холдоров так потом объяснил ситуацию: «В доме Всевышнего я ничего не сказал прихожанам. Когда вышли оттуда, меня довели. Как будто все это было подстроено. Я разнервничался, покраснел и с языка слетели грубые слова. Я извинился за свое поведение перед прихожанами. Ко мне пришел председатель джамоата Мехробод, я попросил его передать мои извинения перед людьми».
Тогда чиновник был оштрафован на 500 сомони за нарушение статьи 481 Кодекса об административных правонарушениях, после чего вернулся к своим служебным обязанностям.
По информации Комитета по делам религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан, сейчас в Таджикистане действуют более 3 тыс мечетей.