ТАДЖИКСКИЙ ГЕНЕРАЛ РАССКАЗАЛ, КАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА НА ГРАНИЦЕ С КЫРГЫЗСТАНОМ
Генерал Хуршед Мухаммадзода, начальник управления спецподзразделений (ОМОН, СОБР, спеыназ) МВД Таджикистана, в интервью корреспонденту «Азия Плюс» Мехрангез Турсунзода рассказал, как начался конфликт 29 апреля на таджикско-кыргызской границе.
«На спорную территорию в Ходжа Аъло и Чоркухе ранним утром приехал УАЗик из Кыргызстана, из которого начали стрелять в воздух. Услышав выстрелы, наши граждане вышли во двор, и в них начaли стрелять. Жертвы с нашей стороны получили выстрелы в лоб. В лоб могут стрелять очень профессиональные стрелки. Откуда на границе взялись такие профессиональные стрелки? Кроме профессиональных стрелков в нашу сторону начали стрелять и гражданские лица, из охотничьих ружей. Мы начали давать отпор, когда началось наступление. Также хочу отметить, что таджикская сторона нигде первой не применяла бронетехнику», – рассказал генерал Мухаммадзода.
Он также рассказал, что Таджикистана в основном обошелся силами Согдийской области без привлечения дополнительных сил из других частей страны: «Мы не приводили силы из Душанбе, все привлеченные силы были из областных подразделений. В основном, в конфликте были задействованы пограничники, милиция и ОМОН (их по двухстороннему соглашению должно быть по 10 человек в каждом приграничном районе). «Альфа» выехала в сторону границы утром 29 числа, когда ситуация на границе обострилась, и прибыла только вечером, когда был приказ о прекращении огня. Они не могли приехать раньше, поскольку дорога не была подконтрольна нам.»
Но генерал Хуршед Мухаммадзада затруднился ответить точно, сколько таджикских военнослужащих погибли и были ранены в ходе конфликта. «Если бы мы наступали, то жертв у нас было бы больше. Но мы были в обороне, а не в атаке. Поэтому, потерь у нас меньше», – утверждает он.
Генерал МВД Таджикистана: «Население было в резерве, оно воевать не выходило»
Автор: Мехрангез Турсунзода, специально для Asia-Plus
Таджикский генерал рассказал, кто мобилизовал мирных граждан, сжигал дома и почему жертв с таджикской стороны меньше.
В интервью «Азия-Плюс» Хуршед Мухаммадзода, начальник управления спецподразделений (ОМОН, СОБР, Спецназ) МВД Таджикистана рассказал о событиях, которые прошли на кыргызско-таджикской границе 29 апреля.
«Мы начали давать отпор, когда началось наступление»
– Почему внезапно началась крупная перестрелка?
– На спорную территорию в Ходжа Аъло и Чоркухе ранним утром приехал УАЗик из Кыргызстана, из которого начали стрелять в воздух. Кстати, один из УАЗиков мы вернули замминистра внутренних дел Кыргызстана.
Услышав выстрелы, наши граждане вышли во двор, и в них начaли стрелять. Жертвы с нашей стороны получили выстрелы в лоб. В лоб могут стрелять очень профессиональные стрелки.
По двухстороннему протоколу на границе можно держать ограниченное количество силовых структур. Откуда на границе взялись такие профессиональные стрелки?
Кроме профессиональных стрелков в нашу сторону начали стрелять и гражданские лица, из охотничьих ружей. Мы начали давать отпор, когда началось наступление.
Также хочу отметить, что таджикская сторона нигде первой не применяла бронетехнику.
Кстати, вчера (2 мая), в Ходжа Аъло мы нашли 26 снарядов, которые обезвредили.
Некоторые принимают доброту за слабость. Столько лет мы жили в соседстве и будем жить. Мы никуда не денемся. Хотим мы этого или нет, нам придется жить вместе и поэтому нам необходимо жить дружно и уважать друг друга.
Я сам лично уважаю соседей. Я советский человек, сам служил в советской армии, служили и жили с братьями кыргызами, жили в одной стране и в одной казарме и кушали с одного котла. У меня много сослуживцев с Кыргызстана.
Но, ребята, проблемы нужно решать переговорами, а не гранатомётами или пулеметами и стрелять по мирным жителям. Мы будем реагировать на агрессию, мы несем ответственность перед населением.
«Если бы мы наступали, то жертв было бы больше»
– Сколько дополнительных сил было привлечено к операции на границе (помимо пограничников, которые там находятся)? Какие подразделения?
– Количество не могу сказать, они минимальные. Мы не приводили силы из Душанбе, все привлеченные силы были из областных подразделений.
В основном, в конфликте были задействованы пограничники, милиция и ОМОН (их по двухстороннему соглашению должно быть по 10 человек в каждом приграничном районе).
«Альфа» выехала в сторону границы утром 29 числа, когда ситуация на границе обострилась, и прибыла только вечером, когда был приказ о прекращении огня. Они не могли приехать раньше, поскольку дорога не была подконтрольна нам.
– Сколько военнослужащих погибло? Сколько было ранено?
– У меня нет точной информации. Но, если бы мы наступали, то жертв у нас было бы больше. Но мы были в обороне, а не в атаке. Поэтому, потерь у нас меньше.
– Какая техника была задействована с таджикской и кыргызской стороны? В каком количестве?
– Это, в основном, была техника, которая находилась в местах постоянной дислокации.
«Протоколы подписаны, мы должны покинуть приграничные территории»
– В интернет попало видео, где на таджикском языке некие люди заявляют о том, что сожгли дома кыргызов. Можете прокомментировать?
– Я это вам скажу с полной ответственностью: ни один дом военнослужащие не поджигали. С соседями нужно жить в доброте.
Этот инцидент результат злости, которая накапливалась у людей долгие годы. Тех людей, которые живут на приграничных территориях. Этим (сжиганием домов) наверное, люди выплеснули свои эмоции.
– В соцсетях появились видео и фотографии из разных регионов Таджикистана с заявлением о готовности защищать границу. Кто и почему мобилизовал жителей республики?
– Закон Республики Таджикистан «Об Обороне» позволяет мобилизовать население, в случае если чужое государство начинает атаковать наши земли. В таком случае, наши граждане обязаны мобилизоваться, встать в защиту своей родины.
Но население было в резерве, оно воевать не выходило. Спасибо большое всем, кто отозвался со всех областей, но опять же, повторюсь, мы их не задействовали.
Сейчас многие задаются вопросом – где наша “Альфа”, где ОМОН? Мы были во всех точках, где были конфликты.
– Сейчас вы уходите?
– Да, соглашение и протоколы между сторонами подписаны. В рамках договоренностей мы должны покинуть приграничные территории.
Еще раз повторюсь, мы не можем разорвать земли и разделить их с соседями. Нам нужно идти на компромисс и уладить ситуацию.
Управление подразделениями специального назначения МВД Республики Таджикистан
Начальник Управления: Мухаммадзода Хуршед Изатулло – генерал-майор милиции, 02 марта 1972 года рождения, по национальности – таджик, образование высшее юридическое. Служба в органах внутренних дел: с 13 мая 1990 года. Правительственные награды: орден «Спитамен», медаль «Джасорат» приказами Президента Республики Таджикистан.
Служебная деятельность:
Старший инструктор войсковой части 26251 Министерства обороны, командир взвода 4-й Бригады Министерства обороны, помощник начальника службы бронетранспортёров 4-й Бригады Министерства обороны, начальник службы бронетранспортёров 4-й Бригады Министерства обороны, заместитель командира по технической части и вооружения войсковой части 3502 внутренних войск МВД, начальник службы Управления внутренних войск МВД, командир Отряда милиции особого назначения МВД, командир войсковой части 5453 внутренних войск МВД, командующий Внутренних войск МВД Республики Таджикистан.
29-го мая 2015 года назначен начальником Управления подразделениями специального назначения МВД Республики Таджикистан.