Озоде Рахмон, второй дочери президента Таджикистана 3 января исполнилось 43. Рахмон Озода Эмомали среди семерых дочерей Эмомали Рахмона занимает самый высокий государственный пост – она с 2016 года глава Исполнительного аппарата президента и ее поэтому считают “правой рукой” своего отца – президента. Критики называют высокий пост дочери президента еще одним примером узурпации в руках членов семьи Эмомали Рахмона ключевых постов в правительстве Таджикистана и заявляют, что правительство страны все более и более принимает “семейную” форму. Но сторонники называют Озоду Рахмон доброй женщиной и одновременно строгим руководителем, с приходом которой на пост главы президентского аппарата, намного улучшилось реагирование властей на обращения граждан.
Но сейчас, по прошествии 4 лет на кресле главы президентского аппарата, Озода Рахмон сталкивается с несколькими серьезными вызовами.
Когда ее назначили на этот пост, многие ожидали, что госчиновники, испугавшись дочери президента, будут более оперативно и справедливо реагировать на жалобы и обращения граждан. На самом деле, после того, как дочь президента стала главой его аппарата, многие стали отправлять свои жалобы на ее имя, прямо в Душанбе. В первых порах официальные лица боялись и были вынуждены быстро реагировать на нужды тех, кто просил о помощи Озода Рахмон. Но по прошествии 4 лет, как видится, чиновники или привыкли к председательству Озоды Рахмон, или потеряли страх даже перед ней и сейчас на жалобы и обращения, поступившие в аппарат президента, на местах не реагируют так оперативно, как в 2016 или 2017 году.
Другим вызовом, стоящим перед Озода Рахмон, является коррупция: Сейчас в Таджикистане наблюдаются безпрецедентный размах коррупции, открытая продажа государственных должностей и то, как сотни чиновников, пойманных на взятках, избегают ответственности, заплатив символические штрафы. Такое слишком “либеральное” отношение к коррупционероам несомненно бьет и по репутации Исполнительного аппарата президента, ведомства, руководимого Озодой Рахмоном.
Еще один вызов – это то, что основные рычаги внутренней политики правительства остается в руках “ястребов” и это выставляет Душанбе в глазах международного сообщества жестоким режимом, подавляющим демократические свободы. Но видимо, по крайней мере, в нынешней ситуации, Исполнительный аппарат президента и Озода Рахмона пока не в силах обуздать неуемный аппетит своих “ястребов”.
По мнению наблюдателей, Озоде Рахмон предстоит доказать, что Исполнительный аппарат президента это не только инкубатор руководящих кадров, куда пробиваются на работу ради карьеры, но и влиятельный и, что важнее всего, рефомирующий орган, который должен исправить ошибки, допущенные другими госструктурами страны.
Рахмон Озода Эмомали является второй, после Фирузы Рахмоновой, дочерью президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Она родилась 3 января 1978 года в Дангаринском районе на юге Таджикистана. До изменения своего имени на таджикский в апреле 2014 года, она носила имю Озода Эмомалиевна Рахмонова.
Озода Рахмон, как говорится в ее официальной биографии, в 2000 году закончила Таджикский национальный университет, а в 2004-2006 годах, когда ее муж Джамолиддин Нуралиев работал официальным представителем ҳамчун намояндаи Таджикистана во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде в Вашингтоне, столице США, Озода Рахмон училась на языковых курсах американских университетов Джорджтаун и Мериленд.
Озода Рахмон начала свою трудовую деятельность в 2005 году в качестве атташе по вопросам культуры и образования в посольстве Таджикистана в США. После возвращения на Родину, она с 2006 по 2009 годы возглавляла Консульское управление МИД Таджикистана.
Озода Рахмон в 2009-2014 годах работала заместителем министра иностранных дел Таджикистана, а с 2014 года по январи 2016-го уже первым заместителем министра. 27 января 2016 года Озода Рахмон указом своего отца Эмомали Рахмона была назначена на пост главы Исполнительного аппарата президента Таджикистана.
Озода Рахмон также в мае 2016 года была избрана депутатом Маҷлиси милли – верхней палаты парламента Таджикистана и уже в июле того года стала председателем комитета сената по вопросам конституционных основ, прав и свобод граждан и законности.
Озода Рахмон 25 мая 2012 года защитила кандитатскую диссертацию на тему “Развитие законодательства о правах и свобод женщин в Таджикистане (1917—2011 г.г.)” и получила степень кандидата юридических наук. Озода Рахмон на время написания диссертации была аспирантом НИИ государства и права Академии наук Таджикистана. Ее научным руководителем был академик Фозил Тохиров.
Озода Рахмон имеет ранг Чрезвычайного и полномочного посла. В мае 2017 года ей присвоили ранг Государственный советник юстиции – самый высокий ранг в системе юстиции и прокуратуры Республики Таджикистан. Президент Эмомали Рахмон 28 августа 2015 года наградил Озоду Рахмон орденом Славы 1-й степени.
Супруг Озоды Рахмон – 43-летний Джамолиддин Нуралиев ранее работал на позиции представителя Таджикистана во Всемирном банке и МВФ. Уже в возрасте 30 лет он стал заместителем министра финансов, а через два года был назначен первым заместителем министра. В мае 2015 года Нуралиева назначили первым заместителем председателя Национального банка Таджикистана. У Озоды Рахмон и Джамолиддина Нуралиева 5 детей.
Информированные источники называют Джамолиддина Нуралиева основным бенефициаром компании IRS, которая специальным соглашением с правительством Таджикистана с 2010 года взяла на себя сбор денег с трассы Душанбе – Худжанд – Чанак, единственной платной дороги в стране. Сам Нуралиев отрицает свою причастность к IRS.
Нуралиева также считают владельцем в последнее время набирающего силу «Спитаменбанка».
Критики называют высокий пост дочери президента еще одним примером узурпации в руках членов семьи Эмомали Рахмона ключевых постов в правительстве Таджикистана и заявляют, что правительство страны все более и более принимает “семейную” форму.
Но те, кто близко знают Озоду Рахмон, называют ее доброй женщиной и одновременно строгим руководителем, с приходом которой на пост главы президентского аппарата, намного улучшилось реагирование властей на обращения граждан.
Послен назначения Озоды Рахмон на пост главы президентского аппарата многие стали отправлять свои обращения на ее имя, а также на имя ее брата Рустами Эмомали – мэра города Душанбе, надеясь, что в случае вмешательства детей президента местные чиновники от испуга будут реагировать на их жалобы более оперативно и справедлива.
Озода Рахмон в январе 2016 вместе с родителями и другими членами семьи президента совершила Умру.
У президента Таджикистана 9 детей – 7 дочерей и 2 сына. Старший президента Рустами Эмомали, которому всего 33, уже проработал на постах руководителей Таможенной службы и Анти-коррупционного агентства, а в январе 2017 года, был назначен указом своего отца мэром Душанбе. А в апреле 2020 года Рустами Эмомали был избран главой Маджлиси милли и по Конституции, стал вторым официальном руководителем Таджикистана после своего отца.
Пятая дочь президента – Рухшона Рахмонова – с 2016 года работает в МИД.
Озода Рахмон 5 октября 2017 года, в 65-й день рождения своего отца, опубликовала трогательное видео-поздравление, которое вызвало шквал позитивных реакций.