Мухиддин Олимпур, легендарный таджикский журналист и фоторепортер, был убит 13 декабря 1995 года в центре Душанбе, когда в Таджикистане продолжалась кровавая гражданская война. По обвинению в убийстве Олимпур были осуждены 5 членов вооруженной группы Нозима Юнусова, известного как Эшони Нозим, одного из полевых командиров оппозиционных сил в кафарниханском направлении. Но по прошествии 25 лет все еще остаются много вопросов по поводу этого террора, в том числе о причинах убийства известного журналиста и заказчиков этого преступления.
Мухиддин Олимпур родилс 2 марта 1946 года в селе Шамтуч Айнинского района Ленинабадской (ныне – Согдийской) области. Он много лет проработал в таджикских изданиях «Комсомоли Тоҷикистон», «Адабиёт ва санъат», агентстве “ТаджикТА” (ныне – “Ховар”), а также переводчиком в Афганистане. В 1990-1995 годах Мухиддин Олимпур был директором бюро персидской службы ББС в Душанбе. Олимпур автор двух книг и многих радио и телепередач. За свои уникальные статьи и фотографии удостоен Премии имени Лахути – самой престижной журналистской премии Таджикистана. Его телепередачи – “Из Душанбе до Лос-Анджелес” и “Звезды Востока” вошли в золотой фонд таджикского телевидения.
Мухиддин Олимпур был убит в ночь с 12 на 13 декабря 1995 года в результате вооруженного покушения в центре Душанбе. Его тело нашли утром следующего дня на канаве рядом с “Островом” – студенческом городке Таджикского национального университета.
Мардон Мухаммад, бывший корреспондент ББС, работавший в 90-е под началом Мухиддина Олимпур, в беседе с местным изданием “Тоҷикистон” рассказал подробности дня убийства своего коллеги: “В конце декабря 1995 года в Ирана должны были провести выставку фотографий Мухиддина Олимпур. 12 декабря Мухиддин Олимпур спросил у меня и другого нашего коллеги Нурмухаммада Холзода помочь ему в подборе подходящих фотографий. Олимпур сам уже знал, какие фотографии повезет на выставку в Иран, но хотел узнать и наше мнение. По этой причине, в тот день мы задержались допоздна на работе… Когда закончила, втроем вместе вышли из бюро. Олимпур сказал, что будет ждать автобуса. А мы попрошавшись, пошли домой пешком. Утром придя на работу, узнали, что Олимпур убит… Сперва не поверили. Саёхат Неъматова, которая работала в правительстве, позвонила председетелю КГБ Саидамиру Зухурову и спросила, насколько верна эта информация? Зухуров ответил, что «еще не подтверждено», и положил трубку. В это время в наш офис зашел писатель Урун Кухзод и сообщил: «Олимпур убит у «Острова», его тело в канаве. Идите, разберитесь… Когда мы побежали в сторону «Острова», увидели нескольких милиционеров. Они уже увезли тело Олимпур”.
Мардон Мухаммад убежден, что Олимпур, скорее всего, знал своих убийц, потому что сел в их машину и на ней приехал от Союза писателей, где находилось бюро ББС до «Острова»: “ То есть он знал водителя. Подбробности его смерти не сообщали, но была информация, что его убил профессиональный киллер двумя выстрелами.”
Расследование дела об убийстве Мухиддина Олимпур продолжалось несколько лет и только в 2003 году Верховный суд Таджикистана осудил первых подозреваевых – жителей Кофарнихона (ранее – Орджоникидзеабад, ныне – Вахдат) Адхама Тоирова и Назрибека Давлатова на 15 лет по обвинению в убийстве известного журналиста. Еще один подозреваемый – Насрулло Шарифов – сбежавший в Россию и осужденный там на 7 лет лишения свободы за разбой, был позже экстрадирован в Таджикистан и осужден здесь по аналогичному обвинению.
А в 2007 году из России экстрадировали Аслама Усмонова , еще одного подозреваемого в этом преступлении. В 1995 году, когда убили Олимпур, Асламу Усмонову было всего 16 лет.
Усмонов на допросе признался, что в убийстве известного журналиста участвовали 5 боевиков группы Нозима Юнусова, известного как Эшони Нозим – Адхам Тоиров, Назрибек Давлатов, Насрулло Шарифов, сам Аслам Усмонов и некто по имени Муртазо Хомидов, о судьбе которого ничего не известно.
Сам Эшони Нозим, бывший полевой командир таджикской оппозиции в кафарниханском направлении, державший в годы войны под своим контролем Рамитское ущелье, был убит в конце 90-х в ходе вооруженного конфликта между оппозиционными группировками.
Худойназар Асозода, тогдашний пресс-секретарь МВД Таджикистана в 2007 году сообщил журналистам, что признания Аслама Усмонова в ходе допросов раскрыли много ранее неизвестных следствию подробностей в деле об убийстве Олимпур и подтвердил участие боевиков Эшони Нозим в этом преступлении:
“Члены этой незаконной группы бо приказу командира группы приехали в Душанбе с целью убийства директора бюро персидской службы ББС. Они вошли в его офис на улице Исмоили Сомони, д №54, насильно забрали его с собой и напротив остановки рынка «Баракат» выстрелили в Мухиддина Олимпур два раза из пистолета марки Макарова, после чего бросили его тело в канаву у здания Таджикского государственного университета. Таким образом, они убили общественного деятеля и журналиста Мухиддина Олимпур за его общественно-политическую деятельность и с целью ослабления государственной власти.”
Салими Аюбзод и Носирджон Маъмурзода в 2007 году в подробной статье на сайте Радио Озоди, посвященной аресту последнего подозреваемого в убийстве Олимпур, писали, что следственные органы так и раскрыли причины этого убийства и поэтому:
“Даже если уже осужденные и последний задержанный и есть на самом деле убийцы Олимпур, заказчики этого убийства так и остались нераскрытыми. Во всяком случае, версияя следственных органов не очень убедительна. Следственные органы и некоторые эксперты связывают убийство Олимпур и корреспондента российского телеканала ОРТ, Виктора Никулина друг с другом и считают оба преступления из одной серии. Но если Никулин мог и раздражать сторонников таджикской оппозиции своими резкими репортажами из таджикско-афганской границы, Олимпур в своей журналистской деятельности всегда пытался избегать политических и чувствительных тем. Он больше любил заниматься культурными темами, на не конфликтами. С другой стороны, вызывает сомнение и та часть версии, что как такой осторожный человек в дни, когда в стране продолжались война и кровопролитие, мог согласиться сесть в машину к незнакомому человеку? Его тело нашли на следующее утро, а само убийство произошло вечером или ночью. Могут ли следователи объяснить, разве безопасность не была обеспечена даже в нескольких сот метрах от президентского дворца, что там смогли свободно убить человека из пистолета? Один из врачей, участвовавших в вскрытии тела Олимпура, рассказал, что в его желудке обнаружили плов, который он употреблял вечером, примерно за час до убийства. Это показывает, что он возвращался из угощения или его убийцы перед тем, как его убить, устроили для него ужин. Но в уголовном дело на эту деталь не обратили достаточного внимания.”
Бобо Олимпур, сын Мухиддина Олимпур, два года назад заявил, что несмотря на вынесенные судами решений по осуждению убийц его отца, члены семьи так и остались недовольны проведенным расследованием: “Мы участвовали в судебных процессах и трое получили от 10 до 15 лет. Но мы, конечно, были неудовлетворены, потому что мой отец уже был убит и никакой приговор не может вылечить рану смерти отца. О последующей судьбе убийц своего отца я ничего не знаю..”
По подсчетам Фонда памяти таджикских журналистов, в годы гражданской войны в Таджикистане были убиты более 70 журналистов, но только по нескольким делам об убийствах журналистов расследования были доведены до конца. Большинство убийц журналистов смогли избежать наказания.
По подсчетам, всего в годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 г.г.) были убиты примерно 100 тысяч людей. Только несколько тысяч из этого числа были убиты во время сражений между противоборствующими сторонами. Остальные стали жертвами “чисток”, проводимые победившей стороной, и не за свои взгляды, а в основном за принадлежность к тому или иному региону.