Родные солдата: «Сыну в рот залили кипяток». Офицеры обвинения отрицают
Родные солдата: «Сыну в рот залили кипяток». Офицеры обвинения отрицают
Родители солдата-срочника, приступившего к службе всего полмесяца назад утверждают, что их сын был доставлен в клинику для душевнобольных в районе Рудаки после того, как «ему в рот залили кипяченую воду». По словам родных, 26-летний Баховуддин Юсупов потерял способность разговаривать и находится в тяжелом состоянии. Офицеры военной части, где служил Юсупов, утверждают, что парень был болен до призыва в армию.
Баховуддин Юсуфов, житель села Чапаев джамаата Заргар района Кушониён (бывший Бохтарский район) был призван на службу в армию 20 октября этого года. Службу он проходил в военной части, расположенной на территории Гиссарского района недалеко от Душанбе.
29 ноября, в беседе с Радио Озоди отец солдата Абдулхафиз Юсупов сообщил, что о госпитализации сына они узнали 18 дней назад. По его словам, когда семья приехала в больницу навестить сына, поняли, что он не может разговаривать и постоянно указывал на травмы в области рта и головы.
Представители военчасти, где служил Юсуфов, утверждают, что «скорее всего, парень был болен до того, как попал на службу и его дело сейчас изучается».
Тем временем, по словам отца, он увидел следы от гематом и ушибов на лице сына. Отец говорит: «Его губы были черными. Когда я протянул ему пялку с водой, он испугался и сделал знак, чтобы мы не давали ему пить. Очень боится кипяченой воды. Вообще не разговаривает, а когда я спросил, «что случилось?», он сделал знак, что получил травму головы и еще показал на проблемы в области глотки». Других подробностей отец не рассказал.
Его другой сын – Мехрубон Юсуфов, находящийся в трудовой миграции в России, утверждает, что брата избили. По его словам, ему сообщили, что брата избили и залили в рот кипяченую воду.
Это утверждение офицеры военной части не подтверждают. Представитель военной части в Гиссаре, представившийся по телефону Радио Озоди, как «капитан Гозиев», заявил, что «солдат был болен до призыва и сейчас отправлен на лечение в госпиталь». Офицер вопросы Радио Озоди по поводу того, что солдат подвергся издевательствам и в его горло залили кипяток, отрицал.
«Это все разговоры, такого не было. В любом случае, закон все выяснит. Родители должны обратиться, и они им скажут, что именно произошло. Я по телефону ничего говорить не смогу».
По словам родителей, действительно определённые проблемы со здоровьем у сына были, но медкомиссия пришла к выводу, что он готов пройти военную службу. Однако по рассказу Мехрубона Юсуфова, пять лет назад в какой-то драке Баховуддин получил травмы головы и часто проходил лечение. По словам Мехрубона, брата забрали в армию в результате облавы.
«Да, он болел, но не настолько, чтобы лишиться дара речи. Мы предоставили им справку о состоянии здоровья, там было сказано о том, что у него травмирована голова, он проходил лечение и не должен быть призван на службу. Но они все-таки забрали его», говорит отец.
В Таджикистане два раза в год – весной и осенью проходит призыв на службу в армии. Молодые ребята 18-27 лет считаются военнообязанными. Однако не все молодые люди готовы идти служить, так как последние годы часто сообщают о случаях насилия, дедовщины и даже смерти во время службы. Практикуется метод облав или принудительного призыва, когда представители комиссариата задерживают молодых людей во время призывного сезона. В Минобороны Таджикистана случаи облав на призывников чаще всего отрицают.
Офис гражданских свобод – правозащитная организация в Таджикистане подсчитала десятки случаев издевательств над призывниками в период 2015-2019 гг., в том числе и десять случаев смерти. Чаще всего молодые военнослужащие становятся жертвами неуставных отношений.
В ноябре 2018 года военный суд Хатлонской области приговорил 20-летнего солдата Сафармахмада Бокизода к году тюрьмы за то, что тот выстрелил в 26-летнего сослуживца Али Мирзоева. В июне 2020 года военный суд Хатлона приговорил к 10 годам тюрьмы Мухсинходжу Султонова, который был признан виновным в убийстве сослуживца Хасана Каримова. В октябре этого года тот же военный суд в Хатлоне приговорил одного офицера и трех рядовых за «доведение до убийства Рамазона Зоирова» сроком от 7 до 9 лет.